Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апэьр|:£ы древних христиан
29
Иудео-христианская направленность этого послания и
привела к тому, что в «Каноне Муратори» его пет 39.
С некоторой осторожностью относится составитель
канона ко Второму посланию к Коринфянам и Второ-
му посланию к Фессалоникийцам, в списке оговари-
вается, что эти послания — повторные (т. е., возмож-
но, являются повторением первых посланий); послания
к Тимофею, Послание к Титу и Послание к Филимону
включены, как там сказано, из любви к Павлу, таким
образом, можно думать, что составитель (соста-
вители?) «Канона Муратори» происходил из среды
ортодоксальных христиан, почитателей Павла, но
даже при той любви к нему, о которой упомянуто
в списке, он с колебанием относился ко многим по-
сланиям как источникам вероучения.
В III в. появились и другие списки священных
книг. Существовал список в Риме, несколько сокра-
щенный по сравнению с «Каноном Муратори»; в нем
отсутствовал, в частности, Апокалипсис Петра. Дру-
гой канон, александрийский, был значительно шире
римского. В него вошли кроме основных произведений
Нового завета Учение двенадцати апостолов («Дида-
хе»), «Пастырь» Гермы, Апокалипсис Петра, Посла-
ния Варнавы (по христианскому преданию, спутника
Павла) и Климента Римского А0.
Евсевий Кесарийский много внимания уделял
вопросу о подлинности священных книг, но и у него
наряду с «подложными» упомянуты те, которые мож-
но назвать «сомнительными». Он не признавал «Ди-
дахе», Апокалипсиса Петра, Послания Варнавы, а
также, «если кому это покажется (правильным)»,—
Откровение Иоанна 41 и Евангелие евреев. В древней-
ших дошедших до нашего времени рукописных сводах
Нового завета IV в., Синайском и Ватиканском, содер-
жатся Ветхий и Новый заветы: в Синайском — с при-
бавлением «Пастыря» Гермы и Послания Варнавы,
в Ватиканском — за исключением посланий к Титу,
Тимофею и Филимону *2.
Принятие канона господствующей церковью
было ускорено признанием христианства римским
государством при императоре Константине (307—
337 гг.). Чтобы разобраться в расхождениях христиан
(а в этот период шла ожесточенная борьба между