Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
298
какого-то божества. Ученый подчеркивает, что ему
известно очень мало параллелей к содержанию доку-
мента в гностической или библейской литературе.
В «Громе», по его словам, в целом нет ничего специ-
фически христианского или иудейского, нет также
ясного отношения к гностической мифологии. Самой
отличительной чертой «Грома» Мак Рай считает анти-
тетический и даже парадоксальный характер утверж-
дений, сделанных в форме «я есмь»: «Говорящая не
только называет себя источником или сущностью
добра, мудрости, знания и проч., но отождествляет
себя также с противным. Это та черта произведения,
которая разительно отличает его «я есмь»-возгла-
шений в литературе откровений, будь то гности-
ческих или иных» .
Свои сопоставления отдельных пассажей «Гро-
ма» с отрывками из Библии, ареталогическими надпи-
сями Исиды, с индусскими, иранскими и мандейскими
текстами, с фрагментами из Гераклита, наконец, с
двумя пассажами из пятого и четвертого произведе-
ний II кодекса Наг-Хаммади ученый заключает
попыткой ответить на вопрос, что означает необычай-
ный документ, который он анализирует. Мак Рай
утверждает следующее. Первое. Определения в форме
антитезы и парадокса имеют целью подчеркнуть, что
божество «полностью запредельно относительно мира
с его космологическими, социальными, этическими
и религиозными ценностями»6. Второе. Отрешение
от ценностей мира есть выражение «основополага-
ющей дуалистической перспективы гностиков». Нако-
нец, третье. Размышляя о том, что сулило этике по-
добное отрешение, Мак Рай вспоминает Иринея,
писавшего о Карпократе и его последователях. Те
учили, что только, по мнению людей, одно есть добро,
а другое — зло, хотя по природе ничего нет злого
(Против ересей. I. 25. 5). Таким образом, по Мак Раю,
хотя памятник прямо не соприкасается с каким бы
то ни было гностическим мифом, по своему умонастро-
ению он глубоко гностичен 7.
Другой крупный знаток текстов Наг-Хаммади,
Ж- Киспель, рассмотрел «Гром» с точки зрения ис-
тории . гностических идей и мифологии неортодок-
сального иудаизма. Подмечая в тексте памятника еле-