Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
28
Соломона», которая относится к так называемым вет-
хозаветным апокрифам ", т. е. книгам, не включенным
в иудейский канон Библии. «Премудрость Соломона»
входит в Септуагинту: по-видимому, вокруг этого
произведения шли споры между христианами и иудея-
ми {или иудео-христианами), говорившими по-арамей-
ски и не пользовавшимися Септуагинтой, поэтому
составитель списка особо отметил эту книгу.
По поводу апокалипсисов составитель пишет:
«Из откровений мы признаем только Иоанна и Петра,
которое некоторые из наших не хотят читать в церкви.
Но Герма написал «Пастыря» уже в наши дни в
Риме, когда епископом был его брат Пий. Поэтому
его нужно читать, но не публично в церкви, ни среди
(писаний) апостолов, ни среди пророков». Отсюда сле-
дует, что при отборе священных книг играло роль
не только содержание, но и давность, авторитетность
сочинения, которое читалось в собрании верующих
(в тексте канона под церковью понимается не поме-
щение, а собрание верующих, экклесия). Герма не мог
считаться ни пророком, ни апостолом, хотя был, ве-
роятно, весьма уважаемым среди христиан человеком;
записанное в «наши дни» не могло идти в сравнение
с древней традицией. При чтении писания, освящен-
ного такой традицией, действовал не только смысл
читаемого, а сам образ слова, некогда произнесенного
Иисусом и записанного его учениками: для верующих
от такого слова исходила святость.
Не случайно отсутствие в каноне Послания к
Евреям (о его спорности говорилось выше) и Посла-
ния Иакова. Это последнее некоторые современные
ученые считают наименее «христианским» и наиболее
«загадочным» из новозаветной литературы38. Оно
было создано, по всей вероятности, в среде иудео-
христиан и адресуется «двенадцати коленам в рассея-
нии» (1.1). В нем содержатся резкие выпады против
богатства, защищается требование соблюдения иудей-
ского Закона («дел»); в частности, там есть прямая
полемика с Павлом, считавшим, что христианин спа-
сется не делами Закона, а верой: «Так и вера, если
не имеет дел, мертва сама по себе» (2.17). Собрание
христиан в этом послании названо синагогой (в сино-
дальном переводе дано слово «Собрание».—2.1).