Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы древних христиан
27
совсем, но вызывали некоторые сомнения. У Оригена
встречаются три группы писаний: «согласные» (6цоЯ.о-
Yo&neva), «ложные» и те, которые находятся «под
сомнением». Вопрос о возможности пользоваться теми
или иными писаниями решался во II—III вв. руково-
дителями христианских общин. В этот период в боль-
шинстве христианских групп складывается аппарат
управления, главой которого были епископы, перво-
начально «надзиратели» за порядком и финансами,
затем — духовные пастыри рядовых верующих. Им
приходилось высказываться по вопросам вероучения,
ссылаться на авторитетные писания. В Письме к Фила-
дельфийцам, приписанном христианской традицией
перу антиохийского епископа Игнатия (II в.), автор
пишет о том, что некоторые христиане говорят ему:
«Если я не найду этого в древности, я не поверю
в евангелие», а, когда я говорю, что это действитель-
но написано в наших древних писаниях, они отвечают:
«Это нужно доказать». Судя по словам Игнатия,
вопрос об авторитетности писаний стоял очень остро,
причем особо почиталась сама древность традиции,
лежащей в их основе.
Самым первым известным списком почитаемых
книг является фрагмент, составленный в Риме около
200 г. и обнаруженный в 1740 г. По имени нашедшего
его исследователя он назван «Каноном Муратори».
В этом фрагменте нет начала, но ясно, что в первых
строках речь шла о возглавлявших список четырех
евангелиях. Составитель списка указывает, что они
«согласны между собой». Эта оговорка знаменатель-
на: по-видимому, и в самом конце II в. вопрос о рас-
хождениях между каноническими евангелиями (преж-
де всего — между синоптическими евангелиями и
Евангелием от Иоанна) волновал умы верующих.
Канон включает «Деяния всех апостолов в одной
книге» — имеются в виду новозаветные «Деяния апо-
столов» 36; автор списка подчеркивает, что эти деяния
писаны в одной книге. Включены в «Канон Мурато-
ри» и тринадцать посланий Павла — без Послания
к Евреям; из канонических соборных посланий от-
сутствуют послания Петра, Послание Иакова, Третье
послание Иоанна. Любопытно, что в «Каноне Мурато-
ри» упомянута ветхозаветная книга «Премудрость