Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы древних христиан
271
парадоксальность формы (3, 21), или слог притчи
(114) не дают усомниться, какой уровень бытия име-
ется в виду, а вместе с тем говорят об их единстве.
Выразительна и не менее полна смысла и пре-
словутая инверсия. Ведь и это не простая перемена
мест, но всегда и перемена, и новое содержание тер-
минов. Меняется предмет повествования, изобража-
ется новый уровень бытия: «В этом мире рабы служат
свободным. В царствии небесном свободные будут
прислуживать рабам. Сыновья чертога брачного
будут прислуживать сыновьям брака...».— 87 4.
Так, в самых общих чертах, опустив многое из
того, о чем можно было бы думать и думать, мы вос-
приняли апокриф в виде некой системы представле-
ний и средств выражения. Возвратимся же к тому,
с чего начинали очерк,— о какой социальности сви-
детельствует эта система.
Автор апокрифа не забывает, что он живет в
обществе. Не говоря о той социальной реальности,
которая встает за образами сочинения (изречения 59,
73, ПО, 123 и др.) позицию христианина (а наш ав-
тор, подобно многим гностикам, смотрел на себя как
на последователя христианского учения — изрече-
ние 6) он противопоставляет другим возможностям.
Изречение 49, где сказано об этом, интересно деле-
ниями, названными в нем (иудей, римлянин, эллин,
варвар, раб, свободный),— от них автор отказывав
ется. В стороне от политических, религиозных, куль-
турных различий стоит то, что, по мнению еванге-
листа, связывается с исповедуемым им учением.
В этом отношении показательно и другое изре-
чение: «Хозяин в домах нажил всякое: и детей, и
рабов, и скотину, и собак, и свиней, и пшеницу, и
ячмень, и солому, и траву, и [кости], и мясо, и желуди.
Но он мудрый, и он познал пищу каждого: перед
детьми он положил хлеб [и оливковое масло и мясо],
перед рабами он положил [клещевинное масло и]
пшеницу, и скоту [он бросил ячмень] и солому и траву.
Собакам он бросил кости, [а свиньям он] бросил же-
луди и крошки (?) хлеба. Так и ученик Бога. Если
он мудрый, он постигает ученичество. Формы телес-
ные не введут его в обман, но он посмотрит на сос-
тояние души каждого (и) заговорит с ним. Есть много