Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апомрнфы
269
ненное, ибо оно обладает [великой] силой. Его образ
существует в оскверненной форме» (60); «[Господь
восстал] из мертвых. [Он явился таким, каким] он был.
Но [тело его] было совершенным. [Ибо у него была]
плоть. Но эта [плоть — плоть] истинная. [Наша же
плоть] — неистинная, но [мы обладаем] образом ис-
тинной» (72).
О бытии как открытии сокрытого, как познании
с большой силой говорится в конце сочинения: «[Пока]
внутренности человека скрыты, человек жив. Если
внутренности его являются (и) выходят наружу, че-
ловек умрет. Так и с деревом. Пока корень его скрыт,
оно цветет (и) растет, если корень его является, де-
рево сохнет. Так и с каждым порожденным в мире,
не только с открытым, но и с сокрытым. Ибо, пока
корень зла скрыт, оно сильно. Но если оно познано,
оно распускается, и, если оно раскрылось, оно по-
гибло». И далее: «Мы же,— да врезается каждый
из нас в корень зла, которое в нем, и вырывает [его]
до корня его в своем сердце. Но оно будет вырвано,
когда мы познаем его. Но если мы в неведении о нем,
оно укореняется в нас и производит свои плоды в на-
шем сердце. Оно господствует над нами, мы — рабы
ему. Оно пленяет нас, чтобы мы делали то, что мы
не желаем], (и) то, что мы желаем, мы бы [не] делали.
Оно] могущественно, ибо мы не познали его» (123).
«Истина не пришла в мир обнаженной, но она
пришла в символах и образах. Он не получит ее по-
другому» (67); «Тайны истины открыты в символах
и образах» (124),— не устает повторять евангелист.
Понимание того, что мироздание едино, несмотря на
все разнообразие его форм, стоит за этими словами.
Познание как путь таинств («Открытое — через от-
крытое, скрытое — через скрытое. Существуют не-
которые вещи, скрытые — через открытое. Есть вода
в воде, есть огонь в помазании».— 25), как чтение
символов («...мы проникаем туда — в сокровенное
истины — путем символов презираемых и вещей сла-
бых».—125) и одновременно как течение бытия, как
само бытие — это, пожалуй, одна из наиболее волну-
ющих евангелиста тем.
С этим же связаны тексты, посвященные именам,
которые по своему значению в апокрифе в какой-то