Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
26
сапия, но и потому, что наряду с резко расходив-
шимися по вероучению текстами были писания, восхо-
дившие к общей традиции, но отличавшиеся передачей
отдельных эпизодов и интерпретацией отдельных ре-
чений Иисуса. Кроме того, когда сложились основ-
ные евангелия, ставшие хорошо известными верую-
щим, и их переработка (или, вернее, редактирование
при переписке) могла сводиться только к изменениям
отдельных деталей, стали создаваться самостоятель-
ные произведения, как бы дополняющие древнюю тра-
дицию: описания детства Иисуса, жизнеописание его
матери, описания деяний отдельных апостолов, упо-
мянутых в евангелиях,— Петра, Павла, Филиппа,
Андрея и др. Последние были особенно многочисленны
в связи с тем, что во II в. наиболее значительные
христианские общины начинают связывать свое про-
исхождение с деятельностью непосредственных учени-
ков Иисуса: община Рима якобы ведет свою родослов-
ную от Петра, община Эфеса — от Иоанна. Отноше-
ние к подобным произведениям было различным. Не-
которые христианские теологи и апологеты христиан-
ства рубежа II—III вв., принимавшие в качестве
основных источников вероучения четыре канонических
евангелия, ссылались как на авторитет и на другие
священные книги. Так, Ориген использовал Евангелие
от Петра и «Книгу Иакова», содержащую историю
детства и замужества Марии (оба этих произведения
приведены ниже), цитировал Евангелие евреев и «Дея-
ния Павла», только с оговоркой, что их нельзя ставить
в ряд с четырьмя евангелиями. Встречаются цитаты
из неканонических произведений и у Климента Алек-
сандрийского. В то же время продолжали вызывать
сомнения у ряда богословов те произведения, которые
вошли впоследствии в Новый завет, прежде всего
Апокалипсис Иоанна и анонимное Послание к Евреям,
которое сам автор назвал «словом утешения» (или
«увещевания».— 13.22). Тертуллиан не упоминал сре-
ди священных книг Второе послание Иоанна; Ири-
ней — Послание Иуды.
Таким образом, христиане, особо почитавшие че-
тыре новозаветных евангелия, были знакомы и с такой
литературой, апостольское авторство которой или вер-
ность в передаче вероучения хотя и не отвергались