Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы древних христиан
267
Он являет, что он выше страсти... и страха. Он —
господин [природы], он — избраннее ревности».— 61).
«Царствие» и «мир» обнаруживают единство в ду-
ховном смысле (см. о Духе святом.—16, 33, 34).
Уровни, или состояния, бытия предполагают
деление иное, чем человек и его окружение. И чело-
век, и то, что вне его, могут пребывать в «мире», могут
переходить к иному уровню бытия, к «царствию».
Наличие связи человека с тем, что вне его, их
единство ясно дают знать о себе в представлении
о том, каков путь от «мира» к «царствию». С одной
стороны (и апокриф всячески подчеркивает это), не-
обходимы определенным образом направленные уси-
лия человека, свободного в своем выборе: «Пока мы
в этом мире, нам следует приобрести себе воскре-
сение, чтобы, если мы снимем с себя плоть, мы ока-
зались бы в покое и не бродили в середине. Ибо мно-
гие сбиваются с пути. Ибо хорошо уйти из мира
прежде, чем человек сотворит грех» (63, ср. 7, 67,
112 и др.).
Убежденностью в возможности человека вы-
брать, стать тем или иным пронизаны, например, из-
речения 113 и 114.
Оттеняется важность самопознания: «Не всем
тем, кто всем обладает, положено познать себя. Од-
нако те, кто не познает себя, не будут наслаждаться
тем, чем они обладают. Но лишь те, кто познал себя,
будут наслаждаться этим» (105).
Установке на внутренние усилия человека, на
изменение его отвечает встречная — то, что вне его,
открывается ему, дается: «Иисус овладел ими всеми
тайно. Ибо он не открылся таким, каким он был
[воистину]. Но он открылся так, как [можно было
видеть его. Так [им всем] он открылся: он [открылся
великим — как великий, он открылся малым — как
малый, он [открылся] ангелам — как ангел и людям —
как человек. Поэтому его Логос скрыт от каждого.
Некоторые видели его, думая, что видят самих себя.
Но когда он открылся своим ученикам в славе на
горе, он не был малым, он стал великим. Но он сделал
великими учеников, чтобы они могли видеть его, ве-
ликого» (26); «[Те же, кто пребывает в истине], испол-
нятся совершенства, когда вся истина откроется. Ибо