Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научио-атенстичесиаа
библиотека
264
перед учеными. Их не может не интересовать соци-
альный состав приверженцев гностических учений3,
место споров о гносисе в церковной истории II —
III вв., непосредственно связанной с политическим
и общественным развитием Римской империи. Не-
редкие в гностических текстах образы, позволяющие
окунуться в атмосферу реальной жизни людей, уло-
вить отзвук волновавших их некогда общественных
проблем, не оставляют равнодушным историка. На-
конец, мысли гностических авторов о нормах пове-
дения человека, как и суждения их противников о
том, чем оборачивается гносис во взаимоотношениях
между людьми, требуют анализа. Изучая гносис в его
противоположности иному миропониманию иному
социальному поведению, воспринимая его как про-
тест, как своего рода бунт по отношению к современ-
ной ему исторической ситуации, усвоенным нормам
морали, исследователь не удовлетворяется этим и
пытается увидеть изучаемое им явление вписанным
в эпоху поздней античности, ее частью, ее порожде-
нием.
И гностический текст, которому посвящен очерк,—
Евангелие от Филиппа, теми, кого занимает собст-
венно социальная история поздней античности, также
может быть изучен в разных планах. Попытаемся
привлечь внимание к одному из них. На наш взгляд,
важно в существе гносиса, который представлен в
этом сочинении, уловить социальную природу, не от-
деляя ее, однако, от этого существа, не обособляя
от философской или религиозной тематики. Именно
в спекуляциях, как будто не принадлежащих сфере
социально-политической борьбы, мы силимся раз-
личить то, что вне истории общества не может быть
понято.
Памятник всегда сложнее любой его интерпре-
тации. И это сочинение очень широко открыто самым
разным толкованиям. Оно замечательно даже среди
произведений Наг-Хаммади, подчас поражающих
своей многозначностью. К тому же оно чрезвычайно
разнообразно как с содержательной, так и с фор-
мальной стороны. Все это заставляет любую попытку
его интерпретации считать заранее неполной и огруб-
ленной. Поэтому здесь, выделяя некоторые основные