Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
24
«канон» начало употребляться по отношению к собра-
нию священных христианских книг, ставших образ-
цами, с которыми нужно было сверять все высказыва-
ния, проповеди и даже поступки верующих. Такое
словоупотребление распространяется с середины IV в.,
но начало создания канона или, точнее, канонов (ибо
у разных групп каноны отличались друг от друга)
относится к более раннему времени.
Вопрос о «подлинных» и «подложных» писаниях
поставил в сочинении «Против ересей» Ириней. Он
подверг критике множество существовавших в конце
II в. учений внутри и около христианства, которые
считал «еретическими». Слово «ересь» в греческом
языке имело широкий диапазон значений. Применя-
лось оно и для обозначения философской школы, уче-
ния. В христианских писаниях, в частности в «Деяниях
апостолов», этим словом называют религиозные секты,
например секту саддукеев (5.17); иудеи назвали хри-
стианство сектой (ересью) назореев (24.5), причем
это слово не имело специфически отрицательного зна-
чения. Затем параллельно с отбором священных
текстов и развитием христианской теологии слово
«ересь» приобретает негативный смысл, означая уче-
ние, расходящееся с истинным.
Главным объектом критики Иринея были много-
численные гностические учения (ереси), которые осо-
бенно широко распространились во II в. (им близко
учение Маркиона). В противовес их писаниям Ириней
выдвигает в качестве единственно истинных четыре
евангелия. Он особенно активно защищал подлин-
ность четвертого евангелия, тем самым косвенно сви-
детельствуя, что оно не было признано повсеместно
и вызывало споры: «Четыре есть евангелия, не больше
и не меньше, и только пустые, неученые и наглые
люди, извращая форму евангелия, вводят их больше
или меньше» (III.11). В противовес этим истинным
евангелиям Ириней упоминает «несказанное множе-
ство апокрифических и подложных писаний» (1.20).
Употребленное им слово «апокрифические» впослед-
ствии было распространено на все не признанные цер-
ковью христианские книги. Появление этого термина
связано с религиозно-философским течением гности-
цизма (о. гностицизме подробнее см. во II части кии-