Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
248
яснее. Иисус говорит: «Оно не приходит, когда ожи-
дают. Не скажут: Вот, здесь! — или: Вот, там! — Но
царствие Отца распространяется по земле, и люди
не видят его». Ответ Иисуса на вопрос учеников не-
двусмыслен: царствие принадлежит тем, «кто нашел
самих себя», кто стал «духом живым» (118). В этом
изречении говорится о том тождественном жизни ду-
ховном состоянии, которое не знает деления «мира»
(ср.: 27 и 42). Достигнуть — значит вступить в «цар-
ствие небесное». Изречения 117 и 118 связаны «клю-
чевым словом»: «царствие» (117), «в царствие» (118).
После 118-го в рукописи стоит название сочине-
ния — Евангелие от Фомы.
Итак, помимо очевидной общности представле-
ний, помимо «ключевых слов», связывающих изрече-
ния, в апокрифе есть еще то, что можно обозначить
как стилевое единство памятника. Это не только пов-
торяющиеся художественные приемы, принцип оппо-
зиции, с помощью которого изречения строятся и сое-
диняются друг с другом, но и способ передачи смысла
отдельных изречений через определенную их последо-
вательность.
Хотя каждое из 118 изречений заслуживает более
обстоятельного анализа, внешних параллелей, которые
в литературе продолжают расти, изучение текста в
его целостности — необходимая ступень для перехода
к его исследованию под другим углом зрения.
При таком изучении рассеивается и первое недо-
умение по поводу того, почему евангелие было запре-
щено церковью. Несмотря на то что внешнее сходство
с каноном велико и только немногие из массы изре-
чений не имеют параллелей с новозаветными еванге-
лиями, общая установка памятника неканоническая.
Если в каноне, по словам А. Гарнака, дают знать о
себе три идейные основы: учение о владычестве Бога,
о любви к Богу и ближним, о прощении грехов 20, то
здесь их заменяет учение о едином духовном начале,
о двух состояниях и о самопознании человека как о
пути к спасению.
Тема избранничества сопряжена с идеей возмож-
ности преодолеть «мир» и достигнуть «царствия»,
открытой людям, которые несут духовное начало. Од-
нако эту возможность реализуют лишь немногие.