Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
бибаиотеаа
246
Изречения 96—97 параллельны 98-му и 99-му.
В первом опять речь идет о поисках, которые будут
увенчаны находкой, 99-е иносказательно дает понять,
что в сфере духовной должны быть иные установки,
чем в обычной жизни 19.
Р. Грант и Д. Фридман воспринимают изречения
96—99 как одно целое. Впрочем, в конце концов не так
важно, рассматривать ли текст как одно или как четы-
ре изречения, существеннее единство содержания, об-
наруживаемое в нем. Помимо внутренней связи между
изречениями существует связь в «ключевых словах»:
«ищите», «найдете» (96), «кто ищет, найдет» (98), «не
давайте» (97), «не давайте» (99). Такая же связь
обнаруживается между 99-м и 100-м («не возьмете
их» — 99, «взяла» — 100).
Три последующих изречения (100—102) —прит-
чи о «царствии Отца» объединяются не только фор-
мально, но и по смыслу. «Царствие Отца» раскрывает-
ся в сравнениях, имеющих в виду путь ищущих.
Притча 102 повествует об усилиях, затрачивае-
мых на борьбу с «миром», а в изречении 103 отрица-
тельное восприятие его дает знать о себе с помощью
переноса родственных уз в плоскость духовности (ср.
60 и 105).
Изречение 104 продолжает мысль, что активность,
относящаяся к духовному началу в человеке («...то,
что мое, дайте это мне!»), есть нечто иное по отноше-
нию ко всему остальному в его жизни.
В известной степени изречение 105 повторяет
103-е. Построенное на внутренней оппозиции, оно,
однако, из-за порчи текста оставляет место для сом-
нений.
Осуждение того, что связано с «миром», враж-
дебность его к учению Иисуса остается темой изрече-
ний 106—109. 106-е, перекликающееся по своему со-
держанию с 44-м, подчеркивает негативное отношение
«мира» (образ фарисеев) к знанию, связанному с име-
нем Иисуса. Проклятие фарисеям сменяется восхва-
лением того, кто настороже к «миру» (107, ср. 25-е;
«мир» как разбойники).
Если изречения 103 и 105 осуждают родственные
узы, а 104-е настаивает на обособлении духовной ак-
тивности от иных сфер деятельности человека, то 108-е