Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы древних христиан
245
ет изречение 90. По справедливому замечанию коммен-
таторов, оно повторяет слова из канона (Мф. 8.20;
Лк. 9.58). Но едва ли его надо на этом основании по-
нимать так же, как соответствующие тексты синопти-
ков. Иначе говоря, нет необходимости видеть в данном
изречении вкрапленный в Евангелие от Фомы чуже-
родный для этого памятника биографический эле-
мент — из жизнеописания Иисуса. Выражение «Сын
человека» в 90-м сопоставимо с таким же в 110-м, где
оно относится к тем, кто верен учению Иисуса, изре-
чение 91 можно истолковать как продолжающее
мысль, высказанную в 90-м, то есть предполагать, что
и тут и там речь идет об участи духовного в «мире».
Для комментирования изречения 92 привлекают-
ся параллели со стороны. Но полной ясности о его
смысле они не дают. Если же исходить из общего
контекста, то и это изречение, и следующее за ним
(видимо, непосредственно направленное против обряд-
ности — ср. 6, 15, 58) оттеняют противоположность ду-
ховного, своего, внутреннего телесному, чуждому,
внешнему.
Группа изречений — с 94-го до 99-го — подчине-
на развитию темы поисков, которая по сути не что
иное, как знакомая тема познания. Изречение 94, от-
крывающее группу, напоминает известное место из
Евангелия от Матфея (11. 28—30): «Придите ко мне
все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас.
Возьмите иго мое на себя и научитесь от меня. Ибо я
кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам ва-
шим. Ибо иго мое благо и бремя мое легко». Не слу-
чайно текст у Фомы имеет иную редакцию. Изречение
94 заканчивается словами «...и вы найдете покой се-
бе» '8, подчеркивающими активность учеников Иисуса
при достижении ими желаемой цели; в каноне центр
тяжести перенесен на Иисуса, который дарует покой
(«...и я успокою вас»).
В изречении 95 противопоставляется вера, нуж-
дающаяся во внешних доказательствах, иному пути
познания. В 96-м снова, но уже яснее повторяется
мысль о поисках. Активность учеников предполагается
и при проповеди Иисуса: сообщаемое знание должно
отвечать поискам слушателей. В 97-м говорится о цен-
ностях, которые надо не только искать, но и беречь.