Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
244
гностическими произведениями. Попытаемся и здесь
не отступать от принятого однажды принципа — про-
слеживать возможные границы истолкования отдель-
ного текста с точки зрения целостности памятника.
В этих изречениях евангелист повествует о том,
о чем только упоминается в 5-м («...то, что скрыто от
тебя, откроется тебе»). Речь идет о различных формах
знания, соответствующих разным объектам. О первой,
общей для всех людей, говорится в изречении 88
(«Когда вы видите ваше подобие, вы радуетесь»).
От этого «подобия», относящегося к видению мате-
риальной оболочки, отличаются «образы», о которых
сказано, что они «произошли до вас», «не умирают и
не являются» (88). «Образы являются человеку, и
свет, который в них, скрыт...» (87). По сравнению с
видением «подобия» это более высокая ступень знания,
великое потрясение («...сколь великое вы перенесе-
те?»— 88). Но свет, скрытый в образах, невидим
людям. И последняя ступень познания — откровение:
«В образе света Отца он (свет) откроется, и его образ
скрыт из-за его света» — 87). Таким представляется
смысл изречений, посвященный вступлению человека в
новое состояние п.
Они связаны между собой «ключевыми словами»:
«образы» (87), «ваши образы» (88). Такая же связь
наблюдается и между изречениями 88 и 89 («которые
произошли» — 88, «произошел» — 89).
Изречение 89 зависит от предыдущих, поскольку
знание, неведомое прошлым поколениям, сулит учени-
кам Иисуса возможность жизни, делает их выше Ада-
ма, который «произошел от большой силы и большого
богатства». Слова «он недостоин вас» (т. е. учеников
Иисуса, коим доступно видение образов и света)
встречались в евангелии и раньше: тот, кто познал
мир, противопоставляется самому миру как началу
низшему по отношению к познавшему его (61). Вос-
станавливаемые издателями текста слова «[он] не
[вкусил бы] смерти» напоминают сходные из введе-
ния, относящиеся к тем, кто нашел истолкование тай-
ных слов Иисуса, из изречения 19 — о познавших
вечное начало, из 22-го — о познавших пять неменяю-
щихся деревьев рая.
Больше, чем два предшествующих, насторажива-