Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы древних христиан
243
Изречение 81 как бы обобщает сказанное ранее
(см. 35). В нем Иисус раскрывает свою сущность, на-
зывая себя светом, пронизывающим все, объединяю-
щим все, первопричиной всего. Это обнаружение Иису-
сом его сути перед учениками представлялось, видимо,
одним из звеньев того знания, которое вело учеников
к раскрытию их природы. О «свете» упоминается и в
других изречениях апокрифа (см. 12, 29, 55, 65, 87).
Это изречение связано с 82-м. Если в 81-м
Иисус прямо говорит о своей природе, то дальше он
возвращается к иносказательной форме, предупреждая
слушающих его учеников, чтобы те сосредоточивали
внимание не на внешних моментах (ср.: 33-е: «я...
явился им во плоти»), а на сути. Изречение 82 в этом
отношении перекликается и с изречением 36 — о про-
роке и враче.
Тот же подтекст можно различить и в изречении
83, построенном в форме беседы (оно связано с пре-
дыдущим «ключевым словом»: «истину» — 82, «в
истине» — 83). Женщина из толпы говорит о блажен-
стве, которое испытывает мать Иисуса; этому Иисус
противопоставляет иное понимание: «Блаженны те, ко-
торые услышали слово Отца (и) сохранили его в исти-
не». Затем он добавляет, что наступят дни, когда и
материнские узы как внешние по отношению к духов-
ности в том смысле, в каком она понимается в этом
памятнике, будут отринуты (ср.: 103, а также 60
и 105).
Тема отрицания «мира» — начала телесного зву-
чит в изречении 84, повторяя отчасти 61-е. И снова в
изречении 85 — противопоставление «мира» иному бо-
гатству, приобщающему к «царствию» (ср. 1 и 3).
Вторая часть его сравнима со 114-м.
Нить обрывается на изречении 86, которое как
бы поясняет, о каком царствии шла речь в предыду-
щем изречении, и снова возникает образ огня (ср.
10, 17). Оно связано с предыдущим «ключевым сло-
вом»: «пусть царствует» (85), «от царствия» (86).
Изречения 87 и 88 открывают новую тему, хотя
переход к ней после сказанного о «царствии» нельзя
считать неожиданным. По мнению всех изучавших
эти изречения, они трудны для понимания. Исследо-
ватели сближали тексты с новозаветной традицией и