Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы древних христиан
241
Притча о винограднике (69) й следующая — о
камне, который отбросили строители (70), идут у Фомы
в том же порядке, что и в синоптических евангелиях ,5.
Это обстоятельство заставило комментаторов обсуж-
дать вопрос, у кого заимствовал свой текст Фома.
Подчеркнем другое. В синоптических евангелиях оче-
видна связь между притчами о винограднике и о
камне. Вторая как бы раскрывает и дополняет содер-
жание первой. Думается, что в апокрифе смысл обоих
изречений — отношение «мира» к новому учению.
У синоптиков (Мф. 21.42; Мк. 12.10—11; Лк. 20.17)
Иисус ссылается на Писание, у Фомы (70) образ тот
же, но о Писании речи нет.
Следующие четыре изречения нельзя понять, если
рассматривать их изолированно. Начнем с 71-го, в
переводе которого мы согласны с А. Ш. Пюэшем |6:
«Иисус сказал: Тот, кто знает все, нуждаясь в самом
себе, нуждается во всем». Заключенную в нем фор-
мулу Ж. Доресс называет таинственной. Налицо про-
тивопоставление. Что означает слово «все»? Доресс,
а также Грант и Фридман считают, что под ним под-
разумевается Иисус. Думается, однако, что параллели
из канона, данные Пюэшем (Мф. 16.26; Мк. 8.36; Лк.
9.25), оправданны.
Изречение 72 связано с 71-м «ключевым сло-
вом»— «во всем», букв. — «во всем месте» (71),
«там», букв. — «в месте» (72). Оно, как и 73-е (здесь
тоже обнаруживается связь в «ключевом слове»:
«преследовали»), принадлежит к числу «заповедей
блаженства». В основе этих изречений — противопо-
ставление жизни внутренней миру внешнему. Изрече-
ние 73 раскрывает смысл 72-го, так как прямо говорит
о внутреннем мире человека («Блаженны те, которых
преследовали в их сердце...») и, таким образом, делает
понятными завершающие слова предыдущего («... и не
найдут места там, где вас преследовали» — ср. 29-е).
Вторую из «заповедей блаженства» изречения 73
(«Блаженны голодные, потому что чрево того, кто
желает, будет насыщено») нельзя рассматривать
отдельно от первой. Только при осознании связи между
ними смысл может быть раскрыт. В том контексте
(частном и общем), в котором эта заповедь присут-
ствует у Фомы, нет никаких оснований понимать ее