Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы жрпнт жристи»»
239
тексте здесь дан термин, позволяющий двоякое осмыс-
ление: «страдал> и «трудился». Оба смысла не проти-
воречат установкам евангелия. Если принять первый
вариант перевода, то по своему содержанию эта запо-
ведь оказывается близкой другой, представленной в
59-м. Если же руководствоваться вторым, то суть
изречения — в том труде, тех усилиях, которые человек
затрачивает на поиски истинного познания и которые
ведут к жизни («...он нашел жизнь»; ср. 111, где
употреблены те же глаголы «после того как он потру-
дился» и «пока не нашел»).
Темы жизни, смерти, поисков и познания проходят
в изречении 64. Оно распадается на три части.
В начальной Иисус, обращаясь к ученикам, призывает
их посмотреть на того, «который жив», пока они
(ученики) живы, чтобы они не умерли и не искали бы
возможности увидеть его, не имея таковой. Оба тер-
мина («жить» и «умереть») скорее всего применяются
в духовном смысле. Состояние «жизни» предполагает
возможность созерцать живое, что исключает состояние
«смерти». Далее идет притча о самаритянине и ягненке.
Ее можно объединить с первой частью, где, видимо,
о самаритянине (Иисусе?) говорится как о живом.
Притча вызывает ассоциации с изречениями 7, 12, 61, в
которых познание приравнивается к поглощению мерт-
вого живым. В изречении 64 процесс познания рисуется
таким образом: для познающего он означает жизнь,
для познаваемого же — умерщвление, переход из
прежнего, внешне независимого состояния в другое —
растворенность в познающем. Поэтому завершающая
часть содержит предупреждение ученикам: и они, се-
годня живые, станут трупами и будут поглощены, если
не приложат усилий при поисках «места в покое», если
не достигнут высшей духовной активности. Это, разу-
меется, лишь предположительное толкование, ибо
изречение весьма темное. Подчеркнуты два обстоятель-
ства: возможность перехода одного состояния в другое
и усилия человека, его духовная активность («Вы также
ищите себе место в покое...»), от которой зависят эти
состояния.
Двоякая возможность — жизни и смерти — про-
должает обсуждаться в изречении 65. Снова разделен-
ности и тьме, отрицательному состоянию противопо-