Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы древних христиан
23
отсутствовали легенды о рождении Иисуса и Иоанна
Крестителя. Иисус Маркиона сошел с небес в пятна-
дцатый год правления Тиберия и явился в Капернауме.
Ириней говорил о Маркионе: «Он бесстыдным образом
богохульствует против проповеданного Законом и
пророками бога, говоря, что он — виновник зла, жаж-
дет войны, непостоянен в своих намерениях и сам себе
противоречит. Иисус же происходил от того отца,
который выше бога, творца мира...» (Против ересей.
I. 27, 2). Маркион учил, что абсолютное божество
не имеет никакой связи с людьми: они полностью ему
чужды. Христос выкупил людей своей кровью, а выку-
пить, по рассуждению Маркиона, можно только то,
что тебе не принадлежит. В соответствии со своими
рассуждениями он отредактировал послания Пав-
ла 35. Однако ни учение Маркиона, ни список ото-
бранных им книг не были приняты большинством
христианских общин, а сам Маркион был изгнан из
римской общины. Попытка Маркиона отобрать из
всей массы христианских сочинений «истинные» дол-
жна была подтолкнуть христианских деятелей к тому,
чтобы выработать и согласовать список священных
книг, определить возможности их использования как
источника вероучения, т. е. как канонические, рекомен-
довать для публичных чтений во время молений или
только для домашнего чтения.
Понятие «канон», как и слово «евангелие», при-
шло к христианам из окружающего их языческого
мира. Слово «канон» употреблялось в значении стан-
дарта, нормы, правила, образца. Так, знаменитый
греческий скульптор V в. до н. э. Поликлет написал
сочинение «Канон», где он пытался обосновать идеаль-
ные пропорции при изображении человеческого тела.
В ранних христианских писаниях слово «канон» встре-
чается в значении «правило». В Послании к Галатам
сказано: «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни
обрезание, ни необрезание, а новая тварь (творение.—
Сост.). Тем, которые поступают по сему правилу
(в греческом тексте — канону.— Сост.), мир им и
милость...» (6.15—16). Только после длительного
процесса отбора священных книг, когда сложились
представления о существовании подлинных, истинных
текстов и текстов подложных, искаженных, слово