Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
238
дущим. Ответ Иисуса на заданный учениками вопрос
о дне наступления «покоя» позволяет им более открыто
заговорить об отношении ветхозаветных пророчеств к
миссии Иисуса. В ответе отмечается возможность тол-
ковать его миссию как исполнение этих пророчеств.
Снова звучит знакомая оппозиция: жизнь — смерть.
Живой — Иисус, мертвые же — пророки Израиля
(евангелист, очевидно, прибавляет к двадцати трем
пророкам двадцать четвертого — Иоанна Крестителя,
ср. 51-е). Евангелие от Фомы несет отпечаток нега-
тивного отношения к ветхозаветной традиции. Автор
был в этом не одинок. Как известно, Маркион отбра-
сывал пророков.
Против закона направлено и следующее изрече-
ние (58). Оно враждебно обрядности (вспомним 6-е и
15-е). В нем истинное «обрезание» в соответствии
со всей системой евангелия подразумевает духов-
ность.
Враждебное отношение евангелиста к иудейскому
закону, видимо, связано с его, гностика, отрицательным
взглядом на «мир». Следствием этого же восприни-
маются изречения 59 и 60. Все, что «от мира», вызывает
осуждение евангелиста — отсюда похвала бедным (59),
обделенным «миром», отсюда разрыв семейных уз (60),
которые тоже ассоциируются с ценностями ненавист-
ного «мира».
Изречение* 61 раскрывает смысл наставлений,
данных ранее. Тот, кто познает «мир», находит «труп».
Между изречениями 60 и 61 есть связь в «ключевом
слове» («не станет достойным меня» — 60, «мир не-
достоин его» — 61). Хотя в коптском тексте употреб-
лены разные слова, смысл их один и тот же.
К некоторым темам, например о посте, молитве и
милостыне (6, 15), об отказе от родственных уз (17,
60, 105), о «мире» (61, 84), евангелист возвращается
не раз.
В изречении 62 он прибегает к форме притчи, что-
бы раскрыть содержание такого понятия, как «царствие
Отца». Внутренняя связь с предыдущим изречением в
том, что оба они направлены против «мира» (в первом
«мир» назван трупом, во втором, несомненно, к «миру»
относится образ плевел). Тема преодоления «мира»
развивается и далее — в изречении 63. В коптском