Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы древних христиан
237
опять в изречении 49. Наконец, 50-е, в котором пове-
ствуется о двух путях, двух состояниях, перекли-
кается с 46-м.
Изречение 51 возвращает к теме миссии Иисуса.
«Рожденные женщинами» (ср. 16-е об Отце: «Тот, ко-
торый не рожден женщиной»), т. е. люди от Адама до
Иоанна Крестителя, противопоставляются ученикам
Иисуса, которые могут обрести «царствие».
Оппозиция двух начал представлена в изречении
52. Подчеркивается несовместимость двух жизненных
путей.
К теме единства возвращается изречение 53 (ср.
27 и 110), а 54-е и 55-е посвящены тем избранным
(обозначающий их термин повторяется в 17-м и 19-м),
в которых духовности через познание (ср. 3) суждено
завершить круг. Мысль об извечности духовного начала
не один раз встречается в памятнике, что не мешает
евангелисту говорить об изменениях. То же наблюда-
ется и применительно к вопросу о единстве и разделен-
ности (выше отмечались два плана изложения). При-
писывая духу постоянство в качестве одного из основ-
ных его свойств, евангелист обращает, однако, внима-
ние на то изменение, которое,постигает это начало в
результате миссии Иисуса. Точно так же, противопо-
ставляя единству духа разделенность материи, он
говорит об Отце, Иисусе, избранных, то есть о мно-
жестве форм существования духа. И в той же диалек-
тической манере он завершает изречение 55: «Если
вас спрашивают: Каков знак вашего Отца, который в
вас? — скажите им: Это — движение и покой».
В изречениях 54 и 55 есть «ключевое слово»: «из-
бранные» (54), «избранные» (55). 55-е также связано
с 56-м «ключевым словом»: «покой» (55), «покой» (56).
По своему строю последнее напоминает изречение
117, где речь идет о «царствии», которое распростра-
няется по земле, но которого люди не видят. Как
«царствие», так и «покой» имеют отношение к процессу
познания (изречение 56: о «покое»—«вы не познали
его»; изречение 117: о «царствии Отца» — «и люди не
видят его»).
Тему миссии Иисуса развивает изречение 57 и. Не
только «ключевое слово» («тех, которые мертвы» —
56, «о тех, кто мертв» — 57) объединяет его с преды-