Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Ьаучпь-атеистнчгскан
библиотека
236
добно многим другим изречениям, оно скрывает в себе
оппозицию: избранные, причастные знанию — лишен-
ные его. Та же мысль повторяется в изречении 74.
Примечательна форма, в которой она там изложена.
Избранничество толкуется не как дар извне, а как
результат внутренних усилий человека.
Следующее изречение (47), очевидно, надо пере-
вести 12 словами: «Иисус сказал: «Будьте прохожими»».
На первый взгляд оно стоит вне контекста, однако
известная внутренняя связь между ним и сопутствую-
щими ему изречениями, несомненно, существует. Речь
шла, на что уже указывалось, о двух видах знания,
отвечающих приверженности людей двум противопо-
ложным началам. Изречение 47 содержит предупреж-
дение, неоднократно повторяющееся в евангелии, — не
подчинять себя интересам изменчивого материального
мира.
Изречение 48 снова открывается вопросом уче-
ников Иисуса, спрашивающих его, кто он, их поучаю-
щий. Как и два следующих, это изречение можно
рассматривать в двух планах: с точки зрения их отно-
шения к Новому завету и с точки зрения их взаимо-
связи и смысла. Первому аспекту комментаторы удели-
ли большое внимание, отмечая сходство с рядом кано-
нических текстов. Так, о 48-м Р. Грант и Д. Фридман
писали как о «весьма искусной конструкции», где
сплетаются версии Иоанна (8.25), Матфея (7.16—20),
Луки (6.43—44). В заключение они пишут: «Все выгля-
дит так, будто Фома сознательно пытался придать
смыслу большую таинственность, чем в евангелиях» 13.
Но проблема сходства с Новым заветом имеет основа-
ния быть поставленной только после анализа изречений
в их внутренней связи между собой и в зависимости от
общего замысла произведения. Если не смотреть на из-
речение 48 как на «склеенное» из новозаветных текстов,
а сосредоточиться на связи его с другими изречениями,
то смысл слов Иисуса «Из того, что я вам говорю, вы не
узнаете, кто я?» раскрывается благодаря сравнению с
деревом и плодом. Подразумеваются отношения между
Иисусом и его учением. 48-е не выпадает из общего
контекста предшествовавших изречений, где речь шла о
знании.
Мысль о духовном начале как о высшем звучит