Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы древник жрнстиан
235
сходством с новозаветными текстами. Так, 37-е близко
тексту Матфея («Вы — свет мира. Не может укрыться
город, стоящий на верху горы». — 5.14 |0), а 38-е
параллельно тексту Матфея («И зажегши свечу, не
ставят ее под сосудом, но на подсвечнике светит всем
в доме». — 5.15). Одна и та же последовательность
у Матфея и у Фомы побудила ученых думать, что
Фома заимствовал у Матфея, вносил добавления из
других евангельских текстов (ср.: Мф. 10.27, 5.15;
Л к. 12.3., 11.33, 8.16; Мк. 4.21 —24). Можно подчеркнуть
иное: между изречениями 37—40 есть связь по смыслу
(тема «знания»-во всех четырех изречениях), в образах
(свет в 37—39-м) и, наконец, в словах — «ключах»
(«тайным» — 37, «тайное» — 38). Последовательность
изречений не случайная.
Тема истинного и ложного знания развивается
и дальше. Изречения 41 и 42 лучше рассматривать
вместе. Они соединены между собой одним образом —
одежды, обособляющей людей друг от друга в «мире»
и скрывающей единое в них за множеством различий ".
Снова звучит знакомое сравнение — «как малые дети»
(42. Ср. изречения 24 и 27). Наградой за преодоление
множественности воспринимается завершающая часть
изречения 42: «Тогда [вы увидите] сына того, который
жив, и вы не будете бояться». Трудно сказать, под-
разумевается ли здесь Иисус в качестве посредника
или в качестве частицы света, заключенной в человеке
и освобождающейся с его отречением от «мира».
Такое толкование приближает нас к изречению 29;
параллель тем более возможна, что оба начинаются
с вопроса учеников (29 — о месте, в котором находится
Иисус, 42 — о дне явления Иисуса ученикам).
Мысль о единстве духовного начала, заключен-
ного в Иисусе и слушающих его учениках, выражена в
сходных словах (об учениках: «дети Отца живого» —
3; об Иисусе: «сын того, который жив» — 42).
Если в изречении 42 не совсем ясно, кто имеется
в виду — Иисус как свет в самом человеке или Иисус-
посредник, то в изречении 43, вероятно, говорится о
последнем.
Тема знания продолжается в 44-м. Снова освеща-
ется вопрос о ложном знании, равно как и в изречении
45. Думается, что и 46-е развивает тему знания. По-