Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научио-атеистнческая
библиотека
ги
вариант изречения: «Иисус сказал: Там, где [двое?,—
они не] без бога, и там, где один, я говорю вам это,
я с ним. Подними камень, ты найдешь меня там,
разруби дерево, я тоже там» (Рар. Ох., 1). Вторая
часть греческого варианта повторяется в изречении
81 коптского текста: «Разруби дерево, я там; подними
камень, и ты найдешь меня там». Эти три текста
дополняют друг друга и позволяют в изречении 35
выделить уже известную по изречению 29 мысль об
отождествлении Иисуса с началом света, разлитого
повсюду.
От толкования первой части 35-го воздержимся,
смысл его неясен.
За изречением 35, повествующим о причастности
Иисуса — духовного начала всему существующему,
идет изречение 36, прямо не связанное с предыдущим.
Но нет ли все же некоторой связи между ним и
предшествующими изречениями? Предостережение,
содержащееся в 36-м, может быть осмыслено как
подтверждение двойственной природы существующего.
Только духовное начало тянется к родственному ему.
Обособленность же носителя духовности, связанная
с его материальностью, мешает объединению. В этом,
возможно, и заключается смысл предостережения,
обращенного к пророкам и врачам и как бы акценти-
рующего внимание не на частном, доступном знанию
их близких, а на том общем, носителями чего они
являются (ср. 27-е).
В изречении 37 тема миссии Иисуса на время
отходит на задний план, уступая место теме знания.
Автор евангелия с разных сторон освещает ее: речь
идет о несокрушимости истинного знания и его непре-
менном распространении. Этому посвящено целиком
изречение 38, а в следующем (39) говорится уже не
об истинном знании, а о ложном. К той же группе
можно присовокупить и изречение 40, толкуя «дом
сильного» как «мир», руководимый ложным знанием,
усматривая в словах о том, кто свяжет руки сильного,
намек на обладающего истинным знанием, которое
открывает путь к «царствию» (в параллельном тексте
изречения 102 образ «сильного» тоже ассоциирован
с отрицательным началом).
Изречения 37 и 38 привлекли внимание ученых