Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
232
саться. Эти два изречения предупреждают против того,
чтобы намертво закрепить за образом какой-то один
смысл, что, однако, не противоречит поискам семан-
тических рядов.
Изречение 26, продолжая тему учеников, возвра-
щает к теме знания. Ей посвящено изречение 27, пове-
ствующее о том, как войти в «царствие». Оно интерес-
но словесным приемом, с помощью которого дано
представление об этом уровне бытия. Чтобы достиг-
нуть его, необходима активность самих учеников
(«Когда вы сделаете...»). Условия, при которых можно
войти в «царствие», следующие друг за другом и до
известной степени исключающие одно другое (одно —
направленное на снятие контрастов «мира», его мно-
жественности, другое — сохраняющее множествен-
ность, но в ином качестве), подводят читателя к пред-
ставлению о «царствии» как о совсем новом уровне
бытия, а вместе с тем чем-то напоминающем «мир».
Развивая тему единства, изречение 28 возвра-
щает к другой теме — избранности учеников, тех, кто
сможет войти в «царствие». Как это изречение, так
и предшествующее строятся на контрастности: тема
единства тут же оборачивается темой избранничества.
Связь между изречениями не только тематическая,
но и по «ключевому слову» («одним» — 27, «одно» —
28).
Тема учеников в сущности продолжается и в из-
речении 29, несмотря на их вопрос, казалось бы уво-
дящий в сторону,— о месте, где находится Иисус.
Этот вопрос напоминает изречение 4, в котором гово-
рится о «месте жизни». Сходство носит не просто
формальный характер. Ответ Иисуса в изречении 29
касается самопознания. Слова о «месте жизни» в 4-м
стоят в таком же контексте, если посмотреть изречения
3 и 5. Отождествление Иисуса со светом внутри «чело-
века света» соответствует представлению о едином
духовном начале в Иисусе и в его учениках. Изрече-
ние 29, где Иисус — тот же свет, что есть и в его учени-
ках, помогает истолковать изречения 30 и 31.
Они связаны между собой не только «ключевым
словом» («твоего брата» — 30, «твоего брата» — 31),
но и более тесно — взаимоотношением учеников между
собой. Изречение 30 продолжает тему единства, свя-