Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
230
Доминирующему значению последнего в форме
указания на господство над материальным миром
(«эти камни будут служить вам»), которое дарует
человеку приверженность учению Иисуса, посвящено
изречение 21. По своему смыслу оно до известной
степени перекликается с 7-м и 12-м, где превращение
мертвого в живое, как представляется, означает по-
знание.
Многие положения в Евангелии от Фомы по-
вторяются несколько раз, хотя и в разном виде. Такой
по сути параллелью изречению 19 служит 55-е, в
котором свет назван в качестве начального и конеч-
ного состояния учеников Иисуса.
Тема жизни, приобщения к незыблемым ценно-
стям проходит в образной форме и через изречение 22.
Апокриф допускает не одну интерпретацию тек-
ста. Дело не только в том, что окончательное суждение
не может быть вынесено ввиду нашей малой осведом-
ленности об ассоциациях автора. Но образное мышле-
ние предполагает свободу личной фантазии творящего
и воспринимающего произведение, читатель становит-
ся как бы соавтором, дополняя своим воображением
недосказанное. Однако целостность памятника все же
определяет границы допустимого толкования. Так, для
интерпретации изречения 20 возможны ассоциации с
Иисусом, его учениками и тем, что не исчерпывается
подверженным разрушению материальным началом
(ср. 81). В сущности каждая ассоциация не исклю-
чает другой, поскольку все они в конечном счете имеют
отношение к одному ряду значений.
Изречения 19 и 20 связывает «ключевое слово»
(«блажен» — 19, «блажен» — 20).
Вернемся, однако, немного назад — к изречению
17, посвященному миссии Иисуса, теме, в которой
полнее других проявляется своеобразие евангелия.
В изречении 2 говорилось о «царствии» как о некой
внематериальной целостности. Оно противоположно
«миру» (та же противоположность очевидна и в изре-
чении 32). Этой оппозиции соответствует оппозиция
телесного и духовного (см. 34). В ряду царствия,
духа — вечность, жизнь, единство, в ряду мира и пло-
ти — смерть, разделенность9. Судьба людей, совме-
щающих в себе противоположное, зависит от того, что