Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы дреоник жристиан
229
всякий раз в разном контексте. В изречении 6, что мы
уже видели, эти обряды как бы противопоставляются
истинной сущности человека. <В 15-м каждый из запре-
тов дан в парадоксальной форме, что, несомненно,
усиливает их выразительность. Заключение раскры-
вает, почему отвергнут пост («Ибо то, что войдет в
ваши уста, не осквернит вас, но то, что выходит из
ваших уст, это вас осквернит»). Акцентируя важность
духовного начала в человеке, евангелист предупре-
ждает: «Вы причините зло вашему духу».
Особого внимания заслуживает впервые появ-
ляющееся в изречении 15 понятие «грех», имеющее
столь существенное значение в христианстве. Здесь
это понятие ставится в связь с недооценкой духовной
жизни человека.
«Ключевое слово» между изречениями 15 и 16 —
«вы зародите» (15), «не рожден» (16). Р. Грант и
Д. Фридман считают, что в последнем подразумевает-
ся Иисус (тот, «который не рожден женщиной»).
В изречении 17 евангелист обращается к эсхатологиче-
ской теме. Как и в 14-м, речь идет о восприятии
людьми миссии Иисуса и о толковании ее им самим.
Построенное по принципу оппозиции (цель, кажущая-
ся людям,— ее подлинная сущность), оно смыкается
вначале с изречением 10 (Иисус говорит там о своей
эсхатологической роли почти в тех же выражениях,
что и в изречении 17). Далее сказано о будущем,
которое мыслится в разъединении ныне смешанных
противоположных начал. «Ключевое слово», соединяю-
щее изречения 16 и 17,— «ваш Отец» (16), «отец» (17).
Продолжает тему миссии Иисуса и характеризует
даваемое им ученикам знание изречение 18. Подчер-
кивается сверхчувственная суть учения. В несомненной
внутренней связи с изречением 18 находится 19-е, где
акцентируется нетленность, абсолютность того, что
принадлежит этой области («Блажен тот, кто будет
стоять вначале: и он познает конец, и он не вкусит
смерти»). Та же идея развивается и в изречении 20,
в котором привлекает внимание противопоставление
двух форм глагола sope, соответствующих русским
«быть» и «появиться». Снова мысль автора обращает-
ся к оппозиции — изменчивость видимого начала и не-
зыблемость духовного.