Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
22
Множество вариантов «благой вести», постоян-
ные споры между проповедниками поставили перед
христианами задачу отбора из всей литературы тех
книг, которые почитались бы основными источниками
христианского вероучения. Эту проблему попытался
решить Татиан (2-я пол. II в.), ученик христианского
писателя Юстина. Он создал своеобразный пересказ
четырех новозаветных евангелий в одном сочинении —
Диатессарон (По четырем), добавив некоторые места,
совпадающие с фрагментами Евангелия евреев. Воз-
можно, он воспринимал это евангелие как версию
Евангелия от Матфея. В Диатессароне нет родослов-
ной Иисуса (не было ее и в арамейском Евангелии
от Матфея, как о том свидетельствует христианский
писатель Епифаний), нет упоминаний о его детских
годах. Татиан, вероятно, написал свое сочинение на
греческом, но затем оно было переведено на сирий-
ский язык (Татиан происходил из Сирии). Сирий-
ские христиане долгое время почитали Диатессарон
как основную священную книгу. При раскопках древ-
ней крепости Дура-Европос на берегу Евфрата был
обнаружен фрагмент Диатессарона, относящийся
к III в.34 Диатессарон был переведен в раннем сред-
невековье на армянский и арабский языки. Существо-
вал перевод и на латинский язык, но среди западных
христиан сводное евангелие Татиана не получило при-
знания.
Еще до Татиана была сделана попытка отобрать
несколько писаний и установить их авторитетный
текст. Эта попытка связана с именем Маркиона, бо-
гатого судовладельца, внесшего большой вклад в
казну римской общины христиан. Он прибыл в Рим
из Малой Азии около 140 г. Целью его было спло-
тить христиан вокруг своего учения, добиться полного
разрыва с иудаизмом. Маркион утверждал, что тек-
сты, передающие учение Иисуса, были искажены. Он
написал сочинение «Антитезы», в котором излагал
свое учение и обосновывал проделанный им отбор
христианских писаний. Из всех евангелий Маркион
отобрал только Евангелие от Луки и десять посланий
Павла. Из Евангелия от Луки он убрал ветхозаветные
цитаты, которые, по его словам, были вставлены туда
защитниками иудаизма. В Маркионовом варианте