Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атенстнчесвая
бибаиотека
228
должно быть и нечто противоположное «свету» —
«тьма». В том, что это так, убеждает изречение 65, где
есть и то и другое (связь в «ключевом слове» между
изречениями 11 и 12: «те, которые мертвы»—И,
«мертвые» — 12).
Следующее изречение начинается вопросом уче-
ников к Иисусу. Как и в 6-м, подобный прием позво-
ляет автору сочинения перейти к новому сюжету — о
судьбе последователей Иисуса, когда тот покинет их.
Заметим, однако, что и этот сюжет нельзя считать
выпадающим из общей ткани повествования: он при-
мыкает к тому, что говорится в 10-м и 14-м о миссии
Иисуса. Заслуживает быть отмеченным упоминание
о пути, который предстоит проделать последователям
Иисуса, пути, вероятно как-то связанном с познанием.
Изречение 13 соприкасается с 14-м не только
«ключевым словом» («справедливый» — 13, «справед-
ливого» — 14). Очевидна и смысловая близость между
ними: если в 13-м говорится о пути знания и о настав-
никах на этом пути, то 14-е косвенно характеризует
само знание. Косвенно потому, что речь идет, собст-
венно, не о нем, а об Иисусе — руководителе на этом
пути. Отвергая сравнение с ангелом справедливости
и философом, евангелист, таким образом, исключает
возможность толковать учение как выполнение неких
внешних предписаний, а также как рассудочное зна-
ние. Вторая часть изречения ориентирует на экстати-
ческий характер учения Иисуса («...ты напился из
источника кипящего»), на активную роль посвящаемого
(«Я не твой господин...»). Это изречение перекли-
кается с 1-м и важно для понимания евангелия в
целом, для уяснения того, какого рода учение пред-
ставлено в нем, к какой герменевтике призывает рас-
смотренное выше введение. Знание тайного обещает
ученикам Иисуса изречение 18 (ср. также 112-е).
Связь изречений 14 и 15 тоже существует помимо
«ключевого слова* («мои уста» — 14, «в ваши уста» —
15). Если первое позволяет извлечь представление о
содержании учения из того, с кем следует сравнить
Иисуса, то второе сосредоточивает внимание на пове-
дении его последователей, что равно бросает свет на
характер учения. Трижды в евангелии отвергаются
пост, молитва, милостыня (изречения 6, 15, 108) —