Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифи древииж мристнан
227
многозначность его. «Мир» отвечает представлению о
другом состоянии, нежели то, которое обозначается
словом «царствие».
Эсхатологическая тема продолжается и в двух
следующих изречениях—11-м и 12-м, которые, бу-
дучи сближены содержанием, могут восприниматься
как одно целое 8. Они с трудом поддаются толкованию,
и предлагаемое ниже не более чем гипотеза.
11-е на первый взгляд противоречит 7-му, где,
как было сказано, допускается возможность превра-
щения живого в мертвое и наоборот: оно отрицает
эту возможность. Однако не исключено, что противо-
речия здесь и нет, поскольку если в 7-м имеется в виду
состояние познания, метафорически — усвоения мерт-
вого живым, то в 11-м говорится об ином состоянии
(«Это небо прейдет, и то, что над ним, прейдет...»)
Мысль изречения 11 как будто продолжается в
первой части 12-го, где противопоставлены два сос-
тояния: одно, при котором возможно превращение
мертвого в живое, и другое — состояние «в свете»,
для которого вопрос «что вы сделаете?», иначе гово-
ря, как приложить усилия в сфере превращения мерт-
вого в живое, бессмыслен, ибо само состояние «в све-
те» предполагает жизнь, окончательное знание. Изре-
чение 12 построено по принципу параллелизма и
внутренней оппозиции — применительно к первой час-
ти вопрос рассчитан на отрицательный ответ, но во
второй он имеет положительное решение: речь идет о
состоянии разделенное™, преодолеть которое должны
усилия познающего человека. К такому пониманию
второй части побуждает ряд других изречений (нап-
ример, 4, 28, 110), где оппозиция единство — разде-
ленность раскрывается именно так.
В рассмотренных изречениях (11 и 12) опять
проходит тема жизни и смерти, которая на этот раз
связывается с впервые названным в изречении «све-
том». Мы вернемся к значению этого слова в даль-
нейшем, пока же подчеркнем, что в 12-м оно отно-
сится к конечному состоянию людей, идущих путем
гносиса. Уже отмечалось, что Евангелие от Фомы
построено по принципу оппозиций. В изречениях 11
и 12 мертвые противопоставлены живым, единство —
разделенности. Естественно поэтому ожидать, что
8*