Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
226
Во всех рассмотренных выше изречениях, кроме
2-го, речь шла о возможных изменениях. Какого же
рода изменения они в сущности описывают? Это —
раскрытие «тайного», которое тем самым становится
«явным», изменение, связанное с познанием (само-
познанием). И нет нужды видеть нарушение именно
такого представления в изречении 77 (как и в 12-м).
Вполне допустимо, что в этом, по мнению Ж. Доресса,
«чрезвычайно темном» тексте различим намек на пе-
реход человека с помощью познания из одного состо-
яния в другое (обратим внимание на глагол «стано-
виться», употребленный здесь и отвечающий идее из-
менения).
Если принять это предположение, связь изрече-
ний 7 с двумя следующими (8 и 9) окажется не толь-
ко формальной («человек» — 7, «человек» — 8).
Притча об умном рыбаке также может иметь в виду
того, кто предпочитает путь познания, о котором го-
ворилось ранее. Подобное толкование позволяет и в
изречении 9 (притча о сеятеле) увидеть тот же об-
раз — человека, спасающегося благодаря знанию. Од-
нако такое толкование притч о рыбаке и сеятеле не
единственно возможное. Иное, тоже вполне вероят-
ное, состоит в том, чтобы в рыбаке и сеятеле пред-
положить Иисуса. В обоих случаях речь может идти
о тех, кто способен воспринять его учение. Так или
иначе, в подтексте изречений 7—9, вероятно, прохо-
дит тема познания. Если же говорить о связи изрече-
ний 8—10 по «ключевым словам», то она, очевидно,
обнаруживается в слове «бросать» («он бросил» —8,
«он бросил» — 9, «я бросил» — 10).
В изречении 10 о миссии Иисуса сказано под
углом зрения ее эсхатологической значимости. Тут
отчетливо звучит тема, которая повторится затем в
ряде других изречений,— о переменах в судьбах всего
мироздания в результате этой миссии. Образ огня
трижды встречается в евангелии в связи с этой темой
(ср. 17 и 86).
Слово «мир», которое впервые в апокрифе появ-
ляется в изречении 10, дальше встречается неодно-
кратно (см. изречения 10, 17, 25, 29, 32, 33, 61, 84,
114, 115). Контекст меняется, а слово остается тем же,
и постепенно яснее проступает значение, вернее.