Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атенстическая
бнблмогена
224
и при построении отдельных изречений. В этом от-
ношении типично 3-е, где налицо излюбленный компо-
зиционно-стилистический прием евангелиста. Оно сое-
диняет два парных утверждения, посвященных одной
теме, и дает два варианта — положительный и отри-
цательный.
Если в изречении 1 процесс овладения знанием
описан с его эмоциональной стороны, то в 3-м нес-
колько раскрывается его содержание («Когда вы поз-
наете себя, тогда вас узнают и вы узнаете, что вы —
дети Отца живого»). В изречении 55 выражение
«дети Отца живого» в приложении к людям, овладев-
шим знанием, повторяется почти дословно («Мы — его
дети, и мы — избранные Отца живого»). Отметим
снова возникшую тему жизни и смерти. «Жизнь», как
это наблюдалось и во введении, ассоциируется с пред-
ставлением о познании особого рода, в первую оче-
редь о самопознании. Характер такого познания, су-
лящего человеку приобщение к некоей целостности,
преодоление отчужденности, проявляется в словах:
«Если же вы не познаете себя, тогда вы в бедности и
вы — бедность».
Изречение 4 в целом продолжает тему знания,
дарующего жизнь. Не станем останавливаться на его
образах: это предмет особого исследования. Но для
современников автора евангелия двух-трех слов было
достаточно, чтобы вызвать в памяти читающих или
слушающих соответствующие ассоциации. Здесь впер-
вые обозначается тема инверсии («много первых бу-
дут последними»), которая в дальнейшем прозвучит
неоднократно. Привлекает внимание также самый
конец изречения («...и они станут одним»). Из дру-
гих изречений, где не раз повторяется оппозиция един-
ство — разделенность, вытекает, что она связана с
основными оппозициями: жизнь — смерть, царствие —
мир, свет — тьма и др. Связь по «ключевым словам»
между изречениями 3 и 4 — «дети Отца живого»,
«место жизни».
Призыв к познанию звучит и в изречении 5:
«...познай то, что перед лицом твоим, и то, что скры-
то от тебя, откроется тебе. Ибо нет ничего тайного,
что не будет явным».
Отчетливо выраженное и связанное с процес-