Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы древних христиан
:2i
другим перебирать эти отражения, то и увидим мы
только их. Цельность — вот что в конечном счете оп-
ределяет индивидуальность памятника. Характерис-
тика по терминам, взятым в контексте, делает оче-
видным, что допустимо говорить не о большем или
меньшем наборе значений, предполагающих строго раз-
работанную систему, а об ином. Открытость текста
очень велика. Слова употребляются весьма свободно,
их значение меняется, мысль движется, получая новое
содержание, по новому направлению. Здесь, разуме-
ется, тоже есть своя внутренняя логика, но это логика
не упорядоченной правилами системы, а преимуще-
ственно интуитивного творчества. Впрочем, каким бы
малоосознанным ни было словосочетание, существуют
границы его применения.
Установка апокрифа — поиски. Она выражена
во введении и дает знать о себе на протяжении всего
произведения. Образы и понятия повторяются, не
автор евангелия изобрел их, они были и прежде,
они привычны. Вместе с тем именно с их помощью
ведутся поиски, рождаются новые решения, создают-
ся новые картины. В то же время они сами меняют-
ся, наполняются иным содержанием, уступая свое место
другим, больше отвечающим новому смыслу.
Хотя вопрос о композиции Евангелия от Фомы
в специальной литературе разбирался, стоит вернуть-
ся к нему. Общим местом стало утверждение, что в
этом сочинении отсутствуют «следы сознательных це-
лей при построении»а. Автор специальной статьи о
композиции апокрифа Г. Гарриет указывает на нали-
чие «ключевых слов», скрепляющих отдельные изре-
чения *. Однако «ключевые слова» демонстрировали
чисто внешние связи, и это не помешало многим авто-
рам (Ж. Доресс, Р. Вильсон и др.) уподоблять еван-
гелие антологии. В некоторых случаях исследователи
подчеркивали внутреннюю смысловую связь между
изречениями, но обычно объясняли ее тем, что автор
сочинения брал их блоками из другого источника,
например у синоптиков.
На наш взгляд, при всем несходстве древней
мистической литературы с той античной, которая была
богата образцами диалектики и подчинена рефлексии,
Евангелие от Фомы сравнимо с сократическими