Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы древних христиан
21
стнне, или, как предполагает С. С. Аверинцев, из
устной традиции вытверженных на память афоризмов
и рассказов зг.
Распространение христианства в разной этниче-
ской и социальной среде, влияние нехристианских ве-
рований и философских систем, знакомство с которы-
ми шло через новообращенных, неизбежно усиливали
расхождения между отдельными группами христиан и
их писаниями. К прежним расхождениям в устной
традиции добавились расхождения между устной
и писаной традицией и между различными писания-
ми. Как некогда первые христианские проповедники
в Палестине полемизировали с кумранитами, так те-
перь в сочинениях христиан появляется полемика,
направленная против единоверцев. Характерно в этом
отношении одно из первых речений в коптском Еванге-
лии от Фомы: «Иисус сказал: «Если те, которые ведут
вас, говорят вам: смотрите, царствие в небе! — тогда
птицы небесные опередят вас. Если они говорят вам,
что оно — в море, тогда рыбы опередят вас. Но цар-
ствие внутри вас и вне вас»» (2). Это речение одно-
временно полемизирует с идеей установления мате-
риального царства божия на земле и со складываю-
щимся учением о «царстве небесном» (выражение
это появляется уже у Матфея, заменяя в отдельных
речениях словосочетание ^царство Божие») 33. В Еван-
гелии от Филиппа содержится полемика с защитни-
ками учения о непорочном зачатии (17).
Постепенно выявляются наиболее почитаемые
среди отдельных групп общин сочинения: прежде все-
го это относится к евангелиям. Из канонических
евангелий на рубеже I—II вв. таковыми были еван-
гелия от Марка и от Матфея (в греческой и арамей-
ской версиях), а также Евангелие от Луки. Евангелие
от Иоанна признавалось далеко не всеми группами,
есть свидетельства, что оно было известно гностикам.
Юстин использовал Евангелие от Петра, Папий ссы-
лался на Евангелие евреев, которое, как и евангелие
эбионитов, почиталось иудео-христианами Палестины
и Сирии. Египетские христиане особо почитали
Евангелие от Фомы и Евангелие от Филиппа, перво-
начально написанные по-гречески и позже переведен-
ные на коптский.