Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атсисгичсскля
библиотека

в их основе), но использовал их незначительно: в нем
нет описания рождения, крещения, искушения Иисуса,
нет его молений в Гефсимапском саду. В этом еванге-
лии Иисус произносит богословские поучения, боль-
шая часть которых отсутствует в других евангелиях.
Однако есть точка зрения, что оно создано одним из
первых, поскольку в нем встречаются совпадения (в
том числе и фразеологические) с кумранскими руко-
писями 3|. Вероятнее всего, что Евангелие от Иоанна
было написано в среде образованных христиан, стре-
мившихся к созданию более развитой — по сравнению
с синоптическими писаниями — теологии и христоло-
гии. Четвертое евангелие не было известно Поликарпу,
автору Послания к Филиппийцам, хотя, по преданию,
он был учеником апостола Иоанна. Незнание это мо-
жет быть объяснено не только поздней датой написа-
ния Евангелия от Иоанна, но и недостаточно широким
его распространением (христианская традиция по-раз-
ному определяет место возникновения этого еванге-
лия— Эфес, Сирия, о-в Патмос). Имеются косвенные
указания на примерное время его создания. Дело в
том, что в Египте был найден небольшой папирусный
фрагмент (18 глав) Евангелия от Иоанна, который
папирологи датируют ок. 125—130 гг. К этому же
времени относится папирусный фрагмент неизвестного
евангелия (он приведен и разобран ниже), в котором
использована традиция, сохраненная в синоптических
писаниях, а также в Евангелии от Иоанна. Следова-
тельно, в первой четверти II в. существовали тексты
различных евангелий, которые уже переписывались в
Египте; созданы они должны быть до этого времени.
Таким образом, принято считать, что евангель-
ское творчество относится к концу I в. В этот период
записываются не только евангелия, вошедшие впослед-
ствии в Новый завет, но и большинство не признан-
ных церковью евангелий, самыми ранними из которых
были евангелия иудео-христиан, говоривших как по-
гречески, так и по-арамейски. Существование арамео-
язычной христианской традиции подтверждается
наличием в евангелиях, в том числе и канонических,
так называемых семитизмов — слов и оборотов, вос-
ходящих к арамейскому языку. Эти обороты были
заимствованы из первых записей, сделанных в Пале-