Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическая
библиотека
IV2
31.33), прямо касается их отношения к знанию. В пер-
вый раз в откровении говорится о передаче знания,
полученного Иоанном, его ссотоварищам по духу, тем,
кто от рода недвижимого совершенного человека».
Вторично, также в откровении, на вопрос Иоанна о
спасении душ следует ответ, начинающийся словами:
«Великие вещи поднялись в твоем уме, ибо трудно
обнаружить их перед другими, если не перед теми,
кто от рода недвижимого» (25.19—23). Здесь отчет-
ливо выражена мысль о единосущности открываю-
щего и получающего знание. Косвенно это подтверж-
дается и следующей несколько ниже репликой: «Во-
истину ты блажен, ибо ты понял» (27.16— 17). Наконец,
гимн Пронойи, о котором речь идет дальше, завер-
шают слова: «Я же, я сказала все вещи тебе, чтобы
ты записал их и передавал их своим духовным сото-
варищам сокрыто. Ибо есть это тайна рода недвижи-
мого» (31.28—32). О «соучениках» Иоанна, который
«объявил им то, что спаситель сказал ему», говорит-
ся в самом конце апокрифа (32.4—6).
Эпитет «совершенный», встречаемый в опреде-
лении «род непреходящий совершенного человека»,
заставляет вспомнить о применении его в выражении
«совершенное знание». Упоминания о «тайне», «сок-
рытости», как и о духовности, также сопровождающие
выражение «род непреходящий», в свою очередь не
единичны в нашем памятнике и так или иначе имеют
отношение к знанию — самопознанию — самосозна-
нию, пронизывающему высшее единство и противопо-
ложному тому незнанию себя и целого, что господ-
ствует в низшем мире.
Остается сказать несколько слов о гимне Про-
нойи, который, видимо, в качестве посвятительного
гимна предшествовал по времени произведению.
Высказано мнение, что памятник сложился в качест-
ве комментария к этому гимну 2|. Так или иначе,
гимн превосходно вписан в его строй. Эффект отра-
жения, занимающий в произведении важное место,
возникает еще раз именно с помощью этого гимна.
Встреча Иоанна со спасителем, о которой рассказал
Иоанн, в гимне описана вновь, но уже не тем, кому
было откровение, а тем, кто открывался, то есть
Пронойей, «светом, который в свете», «памятью Пле-