Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научио-атеастичеим
бнблшотскй
190
усилия архонта, когда наложил он последние путы на
человека — судьбу, были направлены на то, чтобы
«все творение стало слепым, дабы они не могли поз-
нать Бога, который надо всеми ними» (28.28—33).
И еще раз о том же сказано чуть ниже, в самом кон-
це части, повествующей о борьбе за людей «духа жиз-
ни» и «духа обманчивого». Люди, души которых
осквернены «духом обманчивым», «умирали, не найдя
истины и не познав Бога истины» (30.3). Таким об-
разом, использована и эта форма, чтобы дать понять
о содержании «совершенного знания».
Приобретавшее черты самопознания, как поз-
нания в себе света, истинного бытия, «совершенное
знание» было переживанием. Человек сознавал себя
в единстве с Плеромой, с полнотой бытия, которой
чужды разобщенность, разорванность, неведение.
Здесь то же настроение, которое в нашем источнике
было почвой для сложных спекуляций. Оно позволи-
ло легко отождествлять неотождествимое для иначе
направленного мышления, использовать любые формы,
чтобы как-то выразить себя.
Большой интерес для исследователя представ-
ляют элементы нравственного учения в памятнике.
Будучи обоснованными в тексте более общими миро-
воззренческими принципами, они помогают понять их
причины, ощутить духовный климат, в котором склады-
валось и получило жизнь произведение. Поэтому нельзя
обойти молчанием рассуждение об участи человеческих
душ, косвенно свидетельствующее о нравственном иде-
але гностиков. Рассуждение передано в виде диалога
Иоанна со спасителем. Причем в этом месте заинте-
ресованность Иоанна тем, что он услышал, дает знать
о себе, пожалуй, всего сильнее. Переход к теме спа-
сения душ с самого начала делает очевидным, что
речь будет не об участи людей как таковых, а о миро-
здании: «...чтобы когда Дух спустится от святых эо-
нов, он мог бы поднять его (семя Адама) и исцелить
его от изъяна, и вся Плерома могла бы стать святой
и без изъяна» (25.12—15). Далее следуют слова Ио-
анна: «И я сказал спасителю: «Господи, все ли души
тогда будут спасены в свете чистом?»»
Путь спасения описывается как определенное
поведение людей. О тех, чье спасение безусловно, го-