Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Ааонрифы дреииаж христиан
189
матери» (20.28). Учительская миссия Эпинойи света
постоянно подчеркивается (20.19—24). Эпинойа нап-
равляла Адама в его мыслях в раю (22.18), учила
Адама тому, что есть «тайна жизни архонтов» (21.26).
Эпинойа открывается Адаму и Еве, дабы «научить их
и пробудить ото сна глубокого» (23.27—32, 33—35;
ср. также: 20.29—33; 28.3—5).
Что стоит за действиями помощи, обучения,
направления? Борьба за человека («Ведь они (архон-
ты) могли осилить душевное и чувствующее тело».—
20.13—14), за то, чтобы он познал.
Присмотримся еще раз к тексту. Первый архонт
охарактеризован, как и в остальных частях произве-
дения, в терминах незнания (24.3—4, 12, 6; 21.6—7).
И снова: архонт и силы его ревнуют, ибо мудрость
человека превышает их и «он светится и мыслит луч-
ше их и свободен от злодеяния» (20.3—7; ср.: 28.5—
11). От какого знания пытается протоархонт оградить
человека? Ответ на это получаем косвенным путем.
Протоархонт дал испить порождению Адама «воду
забвения, от протоархонта, дабы они не могли узнать,
откуда они» (25.8—9). Самопознания Адама опа-
саются архонты. Они стоят перед древом познания
добра и зла, дабы он «не мог узреть своей полноты
и узнать наготы своего безобразия» (22.7—8); ср.
об Адаме и Еве: «...они узнали наготу свою. Эпинойа,
будучи светом, открылась им, и она пробудила их
мысль» (23.33—35). Знание Адама о себе — это зна-
ние о свете в себе: «И он (Адам) узнал, что был
непослушен ему (первому архонту) из-за света Эпи-
нойи, которая есть в нем, которая направляет его
в мыслях выше первого архонта» (22.16—18).
Самопознание, как в уже ранее рассмотренных
частях памятника, выражается иногда в виде узнава-
ния действующим лицом своего образа. Так, архонт
создает слепок в форме женщины, согласно образу
Эпинойи, явившемуся ему, и вкладывает в этот сле-
пок часть от силы света Адама. «И он (Адам) уви-
дел женщину рядом с собой. И тогда-то Эпинойа
света явилась... И он узнал свой образ...» (23.4—9;
ср.: 24.35—25.1).
Познание — самопознание в Апокрифе Иоанна
выражено еще в одной форме — познания бога. Все