Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атенстичссная
библиотека
18
ученика Иисуса (или другое авторитетное имя) «освя-
щало» писаный текст. Люди, записавшие евангелия,
искренне верили, что излагают учение, переданное
теми, кто слышали проповеди Иисуса, а сами остава-
лись анонимными 27.
Возможно, первые записи, хотя и передавали
«благовестие», не носили названия евангелий: так,
писатель Юстин (сер. II в.) упоминает речения Иисуса
и «воспоминания апостолов». Последние, по-видимому,
означали евангелия (Апология. 1.14—15). Но посте-
пенно за подобными писаниями закрепилось наимено-
вание «евангелие» — писаная «благая весть». Наря-
ду с евангелиями новозаветного типа существовали
и такие, где не было единой канвы повествования;
они содержали поучения, религиозно-философские
рассуждения, речения Иисуса, связанные определенной
внутренней идеей. Примером таких евангелий могут
служить Евангелие от Фомы и Евангелие от Филип-
па, переводы которых приведены во второй части кни-
ги.
Один из важных вопросов, стоящих перед иссле-
дователями истории возникновения христианской ли-
тературы,— это вопрос об абсолютной и относительной
хронологии дошедших до нас писаний первых христи-
ан, и прежде всего евангелий. Наиболее детально
изучен вопрос о датировке канонических евангелий,
хотя точных сведений установить не удалось. Посколь-
ку в этих евангелиях содержатся пророчества о страш-
ной гибели Иерусалима 28, можно с уверенностью
сказать, что написаны они были после его разрушения,
т. е. после 70 г. Ряд исследователей связывает сам
факт записи евангелий с этим событием: один из них
писал, что Евангелие от Марка было создано для
того, чтобы «возродить надежду» 29.
Евангелие от Марка единодушно считается в
науке самым ранним из канонических евангелий, хотя
церковная традиция ставит его на второе место.
Предполагается, что автор третьего евангелия, начи-
ная его словами «Как уже многие начали составлять
повествование о совершенно известных между нами
событиях...» (Лк. 1.1), имел в виду Евангелие от
Марка, которое он хорошо знал. Согласно традиции,
сохраненной у Евсевия, Марк с точностью записал то,