Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистическаа 188
бнбмотеал
вместе с ним (сострадая ему), направляя его в его пол-
ноту, обучая его о своем нисхождении в семя, обучая
его о пути восхождения, пути, которым он сошел вниз.
И Эпинойа света утаена в Адаме (не только затем),
чтобы архонты не могли узнать ее, но дабы Эпинойа
могла быть исправлением изъяна матери. И человек
открылся посредством тени света, которая есть в нем»
(20.19—30). Затем снова уже знакомые слова, много-
кратно повторяемые и дальше, как указание на ситуа-
цию, чреватую грядущими событиями: «И его мысль
возвысилась надо всеми теми, кто создал его. Когда они
снизу глянули вверх, они увидели, что мысль его возвы-
шена» (20.31—33).
Каждое исходящее свыше действие вызывает
противодействие первого архонта, «тьмы незнания», и
его властей. Они стоят перед тем, «что они называют
древом познания добра и зла, которое есть Эпинойа
света,— они стоят перед ним, дабы он (Адам) не мог
узреть своей полноты и узнать наготы своего безобра-
зия» (22.4—8). Это протоархонт пожелал извлечь Эпи-
нойю света из ребра Адама (22.30). Он изгнал Адама
и Еву из рая (24.7—8). Он дал испить «воду забвения»
потомству Адама (25.8). Он и его власти породили
судьбу, «последнюю из оков» (28.18—26). Он «решил
наслать погибель на творение человека» (28.35—29.1).
Он и его силы создали «дух обманчивый», сходный с
«Духом, который снизошел» (29.23—24).
Эти действия направлены против человека, что-
бы похитить у него силу, Эпинойю света. Об Эпинойе
света текст говорит много раз, описывая ее все в
новых образах. Происходящая от Метропатора Эпи-
нойа есть та, «которая названа жизнью» (20.17—18).
Она сокрыта в человеке от архонтов, чтобы стать
исправлением ошибки (20.25—28). Эпинойей названо
древо познания добра и зла (22.4—5). И тот, с кем,
как со спасителем, беседует Иоанн в откровении, так-
же называет себя «Эпинойей от Пронойи света чис-
того», говоря о себе, что открылся «в виде орла
на древе познания» (23.27—29; ср. также: 29.8—15
и мн. др.).
Многообразию проявлений Эпинойи света под-
стать богатство выражений, в которых описываются
ее действия. Ее цель — «быть исправлением изъяна