Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы дрсвниж нрнстяАн
187
ческий атлас проступает в этом тексте, насыщенном
именами ангелов и демонов, каждый из которых пот-
рудился над той или другой частью свещественного и
душевного тела» человека (19.5). В конце текста чита-
теля отсылают к «Книге Зороастра» (19.10). Это инте-
ресно не столько как указание на возможный источник
отрывка, сколько как подтверждение иранского компо-
нента в этом включающем элементы ряда культурных
традиций памятнике, где фарисей носит имя зоро-
астрийского духа зла Аримана, где ангело- и демоно-
логия вызывают ассоциации с иранской и иудаистской
почвой, где борьба сил света и тьмы имеет параллели
как в зороастризме, так и в верованиях кумранитов.
Тело человека оставалось неподвижным до тех
пор, пока сила света не перешла в него от Иалдабаофа,
дунувшего ему в лицо (здесь, как и во многих местах
документа, скрытое цитирование Библии) по науще-
нию посланцев света: «И он подул в лицо духом своим,
который есть сила его матери; и он не узнал (этого),
ибо пребывал в незнании. И сила матери вышла из
Алтабаофа (sicl) в душевное тело, которое они создали
по образу того, кто существует от начала. Тело двину-
лось, и получило силу, и засветилось. И тогда-то взрев-
новали остальные силы, ибо он стал' существовать
из-за всех них, и они отдали свою силу человеку и
мудрость его укрепилась более, чем у тех, кто создал
его, и более, чем у первого архонта. И когда они узнали,
что он светится и мыслит лучше них и свободен от зло-
деяния, они схватили его и бросили в нижнюю часть
всего вещества» (19.25—20.8). Здесь свет, мысль и сво-
бода от злодеяния находятся в одном ряду и, собствен-
но, не присущи сотворенному, а низошли в него от мира
высшего.
Следующее дальше посвящено борьбе высшего
мира против протоархонта и его властей за силу Софии,
выведенную из протоархонта в человека. Многие мо-
тивы и образы этого отрывка заставляют вспомнить
книгу Бытия, но в Апокрифе Иоанна они приобретают
новый смысл.
Все сводится к тому, как защитить в человеке силу
Софии, дабы Плерома стала без изъяна (25.14—16).
С этой целью в помощь человеку свыше посылается Эпи-
нойа света: «И она помогает всему творению, трудясь