Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-гсктачес!» 186
бвбмотсы
Повторяя на разные лады о незнании Иалдабао-
фа, называя его «больным» (11.16), «тьмой незнания»
(11.10), «безумным» (11.18), «самоуверенным» (13.28),
текст вместе с тем отмечает, что силу света тот взял от
матери, не ведая, однако, об этой силе: «И он отделил
им (созданным им властям) от своего огня, но не дал
от силы света, которую взял от своей матери, ибо он —
тьма незнания» (11.7—10; ср.: 12.8—10; 13.28). Из-за
этой не осознанной им самим силы, исходившей от
высшего мира, сотворенный Иалдабаофом низший мир
оказался подобием высшего: «И всякую вещь он упо-
рядочил по образцу первых эонов, ставших существо-
вать, так, чтобы создать их по облику нерушимых, не
потому, что он видел нерушимых, но сила, что в нем,
которую он взял от своей матери, произвела в нем образ
порядка» (12.33—13.5).
В нашем источнике творение противопоставляется
откровению. Именно в связи с деятельностью Иалда-
баофа и его властей десятки раз употребляется глагол
«творить» и его производные20. Творению присуще то
незнание, которое есть в его творце — Иалдабаофе.
Тут налицо резкое расхождение текста с библейской
традицией, не отделявшей бога откровения от творца.
Тем не менее это отделение не означает полного
разрыва. Оно скорее есть способ свести на нет достоин-
ства внешнего мира, наделив его свойствами незнания,
неистинности. Это — своеобразный бунт гностиков про-
тив реальности с ее неодолимыми трудностями — как
природными, так и социальными, бегство в глубины соз-
нания, которое, согласно тексту, принадлежит откро-
вению, а не творимому из праха.
Всего отчетливее столкновение двух принципов —
откровения и творения — может быть прослежено в час-
ти, посвященной созданию человека. Его, не отдавая
себе в том отчета, творят первый архонт и его власти
соответственно увиденному ими отражению образа нез-
римого Духа. Открывается же этот образ, с тем чтобы
был исправлен изъян, нанесенный поступком Софии
Плероме (14.13—15.7). Речь идет об отражении, но
образ, сотворенный в незнании, передает только внеш-
нее сходство с «первым Человеком». Подробно описы-
вается, как власти первого архонта изготовляли чело-
века, названного ими Адамом. Своеобразный анатоми-