Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрвфы дрсмм жрвстиам
183
себя в своем свете, узнает свой образ 16, волит, образ
его является и вслед за тем воздает хвалу незримому
Духу. Начало множеству положено актом самопозна-
ния единого, открытием себя в образе, в зоне.
Процесс открытия незримого в образах продол-
жается. За первым эоном — Пронойей (иначе — Бар-
бело) следует появление предвидения, нерушимости,
вечной жизни, истины. И всякий раз в тексте повторя-
ются слова о хвале, воздаваемой открывшимся образом
тому, кому он обязан своим появлением.
Притом, что переход от единого к множеству
налицо, в этом переходе есть особая черта. Это —
неразорванность связи между открывающим и откры-
ваемым. С одной стороны, единое, как сказано в текс-
те, узнает себя в своем свете, узнает свой образ, то
есть открытие образа, которое кладет начало созданию
мира высшего, оказывается самопознанием единого; с
другой стороны, хвала, воздаваемая образами, кото-
рые обнаружились вслед за первым, Пронойей, также
есть свидетельство их знания того, чему они принад-
лежат, то есть знак их самопознания.
Параллель этого отношения единого к зонам и
эонов к единому имеется в гностическом произведении,
возможно, более позднего происхождения, чем анали-
зируемый источник,— в «Трехчастном трактате», кото-
рый также сохранился в собрании Наг-Хаммади |7.
Апокриф Иоанна, подчеркивая нерасторжимую связь
единого с охватываемым им множеством, описывает
появление последнего в виде самопознания единого.
Самопознание единого носит черты переживания.
Текст оттеняет и его познавательный характер (узна-
вание своего образа), и волевой (познание как посту-
пок, ведущий к открытию образа, сопровождаемый
волеизъявлением единого), и эмоциональный. Открыв-
шийся эон — это «совершенная слава», «слава девст-
венного духа» (5.1—3).
Есть еще две особенности в рассматриваемой
части произведения, оскоторых стоит упомянуть, пос-
кольку вся ситуация создания мира высшего в состав-
ляющих ее подробностях может быть названа типовой
для мировосприятия, запечатленного в произведении.
Первое: эффект отражения, «зеркала» ,8, связи между
отражаемым и отраженным, становится принципом