Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апожрифы древним христиан
181
нию отцов — следование «твоему учителю», храм — го-
ра. Что касается откровения, нарочито темное начало
его — в видении и первых словах того, кто явился
Иоанну,— сменяется повествованием, постепенно рас-
сеивающим таинственность. Но и это повествование,
хотя оно содержит ответы на вопросы Иоанна и вы-
полняет обещанное, требует усилий от читателя, чтобы
он в полной мере мог оценить его соотнесенность
началу.
Объединены друг с другом и такие, на первый
взгляд разные части, как начало с его рассказом о
внешних событиях, предшествовавших откровению, и
внутренних терзаниях Иоанна и заключительный гимн
Пронойи. Если первая часть, не чуждая конкретных
подробностей (имена, время, место действия), на-
писана сначала от третьего лица и только с вопро-
сов Иоанна, обращенных к самому себе, переходит к
первому лицу, способствующему «овнутрению» рас-
сказа, то вторая ведется целиком от первого лица.
Эта часть напевна, она изобилует повторами, все в ней
приобретает обобщенно-условный вид, отвечающий
сути излагаемого,— глубоким тайнам бытия. Тем не
менее при видимой разнице в характере повествова-
ния обе части по-своему психологичны и драматичны.
В этом смысле они смыкаются друг с другом, как смы-
каются, согласно гностическому умонастроению, в са-
мопознании человек-гностик и мироздание. К теме само-
познания, тому, как раскрывается она в нашем источ-
нике в своем формальном и содержательном много-
образии, нам и надлежит перейти.
Исследователи текстов Наг-Хаммади обращают
внимание на то, сколь важное место в них отводится
требованию познать самих себя. В произведениях из
II кодекса Наг-Хаммади, где помещена и анализируе-
мая нами версия памятника, звучат призывы, обе-
щания, угрозы: «Когда вы познаете себя, тогда вы
будете познаны... Если же вы не познаете себя, тогда
вы в бедности и вы —'бедность» "; «...тот, кто нашел
самого себя,— мир недостоин его» 12; «Не всем тем,
кто всем обладает, положено познать себя. Однако
те, кто не познает себя, не будут наслаждаться тем,
чем они обладают. Но лишь те, кто познал себя, будут
наслаждаться этим» ,3 и др. Есть нечто общее в этих