Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атенстнчсскав
библ«отска
180
как на путь познающего, проступают следующие этапы:
1. Внешний диалог незнающего с враждебным зна-
нию собеседником. 2. Внутренние сомнения и воп-
росы незнающего. 3. Диалог незнающего с внутренним
собеседником. 4. Внутренний диалог сходит на нет с
обретением незнающим знания. 5. Возвращение обла-
дателя знания во внешний мир, передача знания еди-
номышленникам. Таков путь постижения, причем
на последнем этапе он становится1 путем посвящения,
к Иоанну переходит миссия посвящающего в зна-
ние.
Что касается пути посвящения, он представлен
в нашем источнике линией спасителя — Пронойи. На
первом этапе, во внешнем мире, спаситель только
назван в речах спорящих о нем и о знании. Затем, в
ответ на внутренние вопросы Иоанна, он является ему
сначала в зрительных образах, не понятых Иоанном,
после чего следует откровение в словах. Диалог Иоан-
на со спасителем, переданный от лица Иоанна, со-
общает откровению оттенок личного события во внут-
ренней жизни Иоанна. Дальше ситуация того же
откровения описывается еще раз в гимне Пронойи.
Наконец, завершающий этап — во внешнем мире, где
от третьего лица сказано, что в полученное от спаси-
теля знание Иоанн посвятил своих сотоварищей.
Всматриваясь в архитектонику памятника, мы
видим, насколько она сложна и как много значений
приобретает текст с помощью различных композицион-
ных ходов. Помимо названных связей можно указать
на те соответствия трем обещаниям (открыть прошлое,
настоящее и будущее), которые уловимы в трояком
образе явившегося, в тройном имени его, в делении
натрое рассказа о мироздании.
Стилистика произведения представляет для ис-
следования не меньший интерес, чем его композиция.
В рамках данной работы остановимся только на неко-
торых ее особенностях. Несмотря на разную манеру
повествования, тексту нельзя отказать в определенном
единстве. Это — единство контрастов, несущее боль-
шую смысловую нагрузку. Присмотримся к прологу.
Насыщенный конкретными подробностями, он вместе с
тем насквозь символичен из-за выразительных оппо-
зиций: фарисей Ариман — Иоанн, следование преда-