Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы дрсмяж христиан
179
дающей от ущерба, нанесенного ей ошибкой Софии.
Только прозрение человека восстанавливает нарушен-
ную полноту света, потревоженный высший мир. Тако-
во вкратце содержание центральной части.
Последние фразы произведения снова написаны
от третьего лица и принадлежат обрамлению. Они
содержат наставление Иоанну: записать услышанное,
хранить это в тайне и не передавать никому, кроме его
духовных сотоварищей.
Композиция произведения подчинена не только
принципу рассказа в рассказе. Можно различить две
линии, проведенные через весь памятник: линию Иоан-
на, соответствующую пути познающего, и линию спа-
сителя, Пронойи,— пути посвящающего. Ряд этапов
есть на пути познающего. Первый, описанный со сто-
роны,— внешний. Это спор Иоанна с фарисеем о спа-
сителе. Второй этап принадлежит внутренней жизни
Иоанна — здесь и совершается переход к повествова-
нию от первого лица («Когда я, Иоанн, услышал
это...».—1.17—18). Теперь уже сам Иоанн рассказы-
вает о своей тревоге и мыслях наедине с собой. Он
жаждет ответа на вопрос, каков скрытый смысл уче-
ния, которое он только что отстаивал перед своим
противником. Ему хочется знать, какое место в миро-
здании уготовано ему и его единомышленникам. Тре-
тий этап: откровение в видении, которого Иоанн не
понимает. Четвертый этап: откровение в словесной
форме. Оно построено как диалог Иоанна со спаси-
телем. Иоанн продолжает задавать вопросы, но не
себе, а ему. Постепенно из испуганного и недоумеваю-
щего Иоанн превращается в собеседника, вызывающе-
го восхищенную реплику спасителя: «Воистину, ты
блажен, ибо ты понял» (27.16—17). Перед концом
произведения следует своеобразное повторение того,
что уже было рассказано Иоанном об услышанном им,
так называемый гимн Пронойи. Иоанн в этом гимне не
назван по имени. Но он ассоциируется с человеком,
пробуждаемым «ото 'сна тяжелого» (31.5—6). По-
следний этап линии Иоанна снова возвращает читате-
лей к событиям внешнего мира. В нем опять, как и вна-
чале, описание дано со стороны. Речь идет о передаче
узнанного Иоанном его сотоварищам.
Таким образом, если смотреть на линию Иоанна