Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научно-атеистически
бабамотеаа
171
образ, смысл которого ему не понятен, а затем слышит
голос явившегося, обещающий наставить его в том,
что есть, что было и что должно произойти, дать
знание о «вещах, которые не открыты, и [вещах, кото-
рые открыты] >, научить о « [совершенном Человеке]»
(2.17—20). Это откровение в словах Иоанн излагает
дальше. Обрамляющий рассказ уступает место друго-
му — центральной части памятника,— услышанному
Иоанном о судьбах мироздания и месте в нем челове-
ка.
Центральная часть начинается с того, что названо
единым. Все содержа в себе, единое непознаваемо.
Оно неописуемо, поскольку нет ничего внешнего относи-
тельно него. Определения сменяют друг друга, оказы-
ваясь неудовлетворительными (2.28: «[Это Бог ис-
тинный]» — ср. ниже: 2.33—36: «Не подобает [думать]
о нем как о богах или чем-то [подобном]. Ибо он
больше бога»). Описание неописуемого использует
приемы апофатического богословия. Далее идет по-
вествование о сущностях — зонах высшего мира, в
которых единое открывает себя и которые неизменно
свидетельствуют, что помнят о своем происхождении и
связи с единым. Затем следует упоминание о само-
вольном действии последней сущности высшего ми-
ра — Софии, что ведет к появлению новой сущнос-
ти — сына Софии Иалдабаофа, не подозревающего о
связи с высшим миром и претендующего на единст-
венность. Он становится творцом низшего мира. Уна-
следовав от матери частицу высшего мира, Иалдабаоф
по своему незнанию отдает ее человеку, сотворенному
им и его «властями». Все дальнейшее, что услышал
Иоанн в откровении, есть рассказ о борьбе за челове-
ка сил мира высшего и низшего, света и тьмы, знания
и незнания, жизни и смерти. В этом рассказе, насы-
щенном событиями, как почти все откровение, говорит-
ся о нескольких спасителях, посланцах мира высше-
го, света к человеку, таящему в себе искру света, о
которой он сам и не подозревает. Их цель — помочь
ему справиться со своим незнанием о себе, о своей
светлой природе, сделать его сильным и знающим.
Преодоление незнания в человеке, открытие им своего
происхождения, своей принадлежности миру света
важно для всей полноты света, для Плеромы, стра-