Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы древни* яристиаи
177
сопровождаемые толкованием, один гимн, видимо,
целиком и в ряде мест вероятные включения гимни-
ческих отрывков — произведение содержит ответ на
заданные в начале него умозрительные вопросы. Оно
не только наставляет читателей, но и вызывает опре-
деленный психологический эффект.
В композиции произведения есть двусмыслен-
ность. Оно представляет собой картину мироздания,
вписанную в исповедь человека о его пути постижения
тайного знания. Но, всматриваясь в текст, мы пони-
маем, что переломный момент в жизни человека, на-
ступающий с открытием последних тайн бытия, приоб-
щением человека к знанию, оказывается вместе с тем
решающим для всего мироздания в целом, которое в
свою очередь раскрывается как познание.
Поставленные вначале спекулятивные вопросы —
разумеется, в терминах того времени — о причинных
связях в мироздании (1.21—25) |0, обещание наста-
вить в том, «что есть, что было и что должно произой-
ти» (2.16—17),—все это получает свое разрешение в
дальнейшем повествовании. Выдержанное в духе пла-
тонизма (рассуждение о едином), оно то завораживает
монотонностью текста с перечнем имен демонов и анге-
лов, принявших участие в создании человека (со ссыл-
кой на «Книгу Зороастра»), то поражает саркастичес-
кой передачей библейских мифов о змии, потопе и т. д.,
переиначиванием, переосмыслением их, то изумляет
выразительностью заключительного гимна.
Такой кажущейся противоречивости и загадоч-
ности в памятнике предостаточно. Причина этого —
установка на интерпретаторские усилия читающего, на
постепенное постижение им некоего знания, на пере-
стройку воспринимающего.
В архитектонике памятника использован прием
рассказа в рассказе. Обрамляющее повествование на-
чинается от третьего лица. Оно посвящено Иоанну,
который на дороге к Иерусалимскому храму повстре-
чал фарисея по имени Ариман. Ариман подтолкнул
его своими презрительными словами о спасителе к
раздумью о миссии последнего, о скрытом смысле его
учения о будущем. Рассказ незаметно переходит к
первому лицу. Повествует Иоанн. Как бы в ответ на
его внутренние размышления он видит пугающий его