Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апокрифы
175
речений и образов устремлялись гностические авторы.
Они требовали того же от читателей: быть начеку,
включиться в герменевтические упражнения.
Исполненным самостоятельного смысла оказыва-
лось не только все произведение, но и кодекс, в кото-
рый оно входило, наконец, собрание. Задача, стоявшая
перед древними собирателями кодексов, не вполне яс-
ная и спустя почти полвека со времени открытия в
Наг-Хаммади 6, определила отбор и форму привлекав-
шихся текстов. Отрывок из «Государства» Платона,
как и некоторые максимы Секста, вошел в собрание.
Специальный анализ их сделал возможным понять,
что собственно побуждало составителей кодексов и
собрания включать туда эти явно негностические
тексты. Их подвергли некоторой гностической аранжи-
ровке, с тем чтобы они могли исполнить свою роль в
том целом, частью которого им суждено было стать.
Что же касается собрания Наг-Хаммади как та-
кового, неслучайно его разные наименования в литера-
туре сменяли друг друга. Сначала за ним закрепилось
название «гностическая библиотека», потом стали
склоняться к тому, что правомерно настаивать лишь
на «библиотеке гностического характера» 7, теперь
все чаще встречается нейтральное: «библиотека из
Наг-Хаммади». Споры ведутся по поводу того, в чем
видеть единство собрания, каково его происхождение,
в какой мере оно связано с монастырями, основанными
Пахомием, и т. д.
Кодекс, собрание — каждый контекст сообщал
произведению новый смысл и до некоторой степени
обусловливал тот или иной его вид. Интересное иссле-
дование провел М. Тардье, внимательно изучавший
Берлинский папирус. Четыре произведения, вошедшие
в этот кодекс, он рассмотрел в связи с его общим за-
мыслом, придавшим всем произведениям черты некото-
рого единства.
На поиски скрытых значений направлены не
только гностические памятники. Экзегетическая окрас-
ка свойственна философскому наследию поздней ан-
тичности. При этом установка на экзегезу в большей
или меньшей степени сочетается с ориентацией на
внутреннюю перестройку тех, кто общается с текстом8.
Обращенность к активности воспринимающего, стрем-