Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Апоарафы дрсмих хрястни
171
тиворечит в раннем христианстве идее промысла.
Согласно этому вероучению, от Бога — промысл и дар
свободы человеку, от человека — выбор нравственного
пути. Напротив, в гностицизме по сути дела нет места
ни промыслу, ни дару, ни свободе в раннехристиан-
ском смысле. Не о ком радеть, некому дарить, не в
чем выбирать. Остается только просветленность бо-
жественности.
Можно сказать, что гностицизм ориентирован на
утрату личного начала. Призывая к всемерному само-
углублению, требуя от человека, идущего путем гноси-
са, пробуждения спящих в нем сил, гностицизм пред-
полагает постепенное расширение его Я до вселенских
пределов, втягивание в него всего внешнего, однако
же, в финале — исчезновение и первого и второго.
В этом отношении можно говорить о глубинной нере-
лигиозности гностицизма.
По-разному освещается в христианстве и гности-
цизме тема откровения. Если христианство осмысляет
себя как религия откровения, данного верующему
богом, то в гностицизме откровение сливается с само-
познанием гностика, иначе говоря, с самооткровением
абсолютного.
Итак, согласно гностическому умонастроению,
сходят на нет различия, поскольку все вбирает в себя
гностик, открывая в себе абсолютное. Нет места ни
Тебе, ни личному. В противоположность этому в ран-
нем христианстве сознание ориентировано на сущест-
вование Тебя. Рассмотренные под выбранным углом
зрения гностицизм и христианство несовместимы. Это
просвечивает в размой трактовке центральных миро-
воззренческих проблем, сформулированных на языке
поздней античности.
Соображения, изложенные выше об отношении
гностицизма и христианства, разумеется, не претен-
дуют ни на то, чтобы дать сколько-нибудь исчерпы-
вающий ответ на этот сложный вопрос, ни на то, чтобы
считать предложенный подход единственно возмож-
ным. Но, быть может, имея в виду сказанное, будет
легче понять и оценить вполне конкретные документы,
связанные с гностическими учениями, к рассмотрению
которых мы переходим.
Здесь следует оговорить, что при анализе доку-