Апокрифы древних христиан

Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты комментарии. -М.:Мысль, 1989

Содержание

От составителей

Часть I. Апокрифические евангелия новозаветной традиции

Часть II. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади

OCR
Научао-атсастяческаа
библютск*
170
в гностике заключается в том, что он не знает себя,
в забвении, неспособности выявить свою абсолютную
природу, т.' е. зло в самой божественности. На языке
гностической космогонии именно так звучит миф о
падении Софии. Гносис в форме самопознания гнос-
тика должен восстановить утраченную целостность:
оторвавшаяся часть познает свою абсолютную при-
роду, приходит к концу недуг божественности. В от-
личие от этого для христианства зло есть грех не-
послушания, идущий от спервого греха Адама», от-
нюдь не незнание. При этом самопознание в духе
гностицизма не просто чуждо христианской вере, но
есть большое прегрешение.
Вопрос о творении богом мира и человека, столь
значительный в христианстве, разрешается в гности-
цизме совсем в ином ключе. Это ошибка, болезнь
божественности, его помрачение, незнание. Докетизм,
смешанный с неприятием мира, в наиболее «спокой-
ных» гностических учениях переходит в эманационизм,
близкий к неоплатоническому. И отделение бога низ-
шего, творца, от бога высшего, благого, есть только
отражение всего отпадающего от единого, всего проти-
востоящего ему и препятствующего своими притяза-
ниями, своей ограниченностью невежества единству
абсолютного начала. Запечатленное же в раннем
христианстве, утверждающее в основе своей отноше-
ние к творениям, к миру, к людям, тяготеет к иному
мировосприятию, в христианском вероучении оно обо-
сновывается отношением бога к человеку.
Вопрос о спасении также трактуется по-разному.
В христианстве спасение есть дар свыше. В гности-
цизме это результат гносиса, озарения, самопознания
гностика, то есть божественности. Соответственно
этому Иисус в гностицизме скорее учитель, пробуж-
дающий, просвещающий идущего путем гносиса, в
конце концов сливающийся с ним, тождественный
ему.
Вопрос о человеческой индивидуальности. Та
связь верующего с Богом, на которую ориентирует
христианское вероучение, свидетельствует о признании
личного начала. Это проявляется, в частности, и в
представлении о свободе выбора, которой наделен чело-
век. Свобода выбора между добром и злом не про-